Архив статей журнала
Практики стихийного туризма остаются белым пятном в современных исследованиях рекреации. В то же время пригородные лесные массивы являются точкой притяжения, рекреационным магнитом для жителей больших городов, ориентированных на пассивный стихийный туризм. Данная работа направлена на исследование поведенческого аспекта формирования ценности места обитателей туристических стоянок как основы для возникновения у них чувства места. Описан механизм преобразования унифицированного лесного ландшафта в уникальное (ценное) место через конструирование и воспроизводство практик пользования туристическими стоянками и прав собственности на них. Информационную базу составили материалы кейс-стади, реализованного в течение летних полевых сезонов 2021 и 2022 гг. на территории Караканского бора Новосибирской области. В ходе экспедиции выборочно исследовано 30 км береговой линии Обского водохранилища, сплошное обследование реализовано на 12 км непрерывной береговой линии северной части Караканского бора. Выявлены туристические сообщества, береговой стаж которых насчитывает 30-40 лет и которые включают в себя уже третье поколение отдыхающих. Предложена типология туристов по степени их укорененности, «врастания» в ландшафт, т.е. длительности и регулярности пребывания, а также степени преобразования этого ландшафта. Рассмотрены практики выбора и освоения места, определяющие, как место становится своим, как оно удерживается и затем передается следующим пользователям. Несмотря на неформальный характер отношений собственности и необходимость постоянного их подтверждения, основные компоненты права собственности (право изменять форму и содержание блага и право передавать другим лицам) осуществляются подавляющим большинством пользователей. При всей вариативности практик места экологические практики являются неоспоримым основанием для присвоения пространства туристической стоянки. Отсутствие мусора - видимый и социально поддерживаемый индикатор реализации практик благоустройства, т.е. вложения в место, инвестиций в его рекреационный потенциал.
Несмотря на существующий научный задел исследований в области привязанности к месту, эта тема во многом остается не до конца изученной и интересной в контексте применения понятия к различного типа территориям. Фокусом внимания авторов является понятие «привязанность к месту» в контексте убывающего города. В теоретической рамке исследования мы связываем два концепта: убывающий город (shrinking city) и привязанность к месту (place attachment). Оба понятия широко используются в научной литературе, но остаются при этом неоднозначными и редко используются вместе. Мы предлагаем авторскую операционализацию понятия привязанности к месту, где обосновываем четыре его компонента: положительная эмоциональная связь людей с местом, значимость места для людей в конкретных жизненных обстоятельствах, зависимость людей от места и идентичность места (place identity). Научная новизна исследования заключается в применяемом методологическом подходе. Анализируется привязанность к месту через общественный дискурс, который конструируют жители убывающего города в онлайн-сообществе социальной сети. Обсуждения жителей представляют богатый эмпирический материал, позволяющий выявить основные компоненты привязанности к месту и проинтерпретировать их в контексте особой среды. Обоснованная теория в качестве подхода, основанного на детальном кодировании дискурсивных данных и формировании объясняющих интерпретаций этого кодирования, позволяет выявить аспекты привязанности к месту в убывающем городе, недостаточно изученные в литературе и обусловленные особым контекстом, в котором развиваются отношения между жителями и местами.