Архив статей журнала
Значительный комплекс документов, хранящихся в австрийском Дворцовом, Домашнем и Государственном архиве, определенно свидетельствует о том, что Вена располагала достаточно полной информацией в отношении как хода событий на центральном театре военных действий в конце 1812 г., состоянии Великой армии, так и настроений в столицах двух воюющих империй. По мере ухудшения ситуации для Наполеона и его армии австрийская политическая элита все более убеждалась в необходимости более, чем это было в начале русской кампании, ограничить свое участие в войне против России и воспользоваться моментом для того, чтобы выступить в роли всеевропейского посредника, обеспечивая тем самым себе выгодную позицию в определении нового международного расклада. Действия Австрии в направлении поиска мира активно подстегивались опасениями в том, что подобную инициативу может взять на себя сама Франция, не оставив, таким образом, австрийцам возможности погреть руки как посреднику.
Автор статьи показывает, как в свете смены ценностных ориентиров в современной Италии изменяются методология и практики исследования истории народных движений в период французской экспансии и наполеоновского правления (1792-1815 гг.). Своеобразный «канон», созданный еще учеными и литераторами в период Рисорджименто, уступил место новым подходам. Однозначно негативная трактовка народных движений 1796-1799 гг., противостоявших республиканскому режиму и французскому господству окончательно ушла в прошлое. Интерес к итальянскому «якобинизму» сменился интересом к изучению общественных институтов, культурных практик, религии. В новациях, принесенных на итальянскую землю французами на рубеже веков, теперь усматривают не только залог трансформаций Рисорджименто, но и фактор формирования протонационального и национального самосознания итальянцев. Методологические повороты в науке конца XX в. при этом не в полной мере отразились в исследовании народных движений. Этому препятствуют как традиционная специфика итальянских исторических исследований (научный партикуляризм), так и медленное внедрение информационных и цифровых технологий. Самым важным шагом, по мнению автора статьи, стало более глубокое внимание к феномену «контрреволюции» в его итальянском варианте.
В статье исследуется образ, сложившийся в британской литературе, генерала шотландского происхождения Дж. Мура, погибшего в 1809 г. при штурме французами испанского города Ла-Корунья во время Пиренейских войн. Автор приходит к выводу, что писателям и историкам удалось создать очень привлекательный образ романтического героя, великодушного человека, смелого и одновременно осторожного воина, павшего смертью храбрых на чужбине.
Статья посвящена выявлению национальной специфики образов наполеоновской эпохи в современном образовательном пространстве Великобритании. Автор обращается к различным цифровым инструментам, представленным в британском образовательном пространстве, и анализирует их возможности в процессе изучения истории. На основе анализа приложений, экспозиций музеев и элементов медиа-пространства (фильмов, подкастов, видеоигр) автор приходит к выводу о том, что обилие различных цифровых технологий, применяемых для изучения истории начала XIX в., способствует лучшему усвоению темы. Это происходит благодаря разнообразному опыту, получаемому пользователями в процессе применения данных технологий. Отмечается, что британские цифровые материалы по данной проблематике отражают национальные представления об исследуемой нами эпохе. Во многих цифровых материалах эпоха наполеоновских войн используется для иллюстрации силы и мощи британского оружия и флота, мудрости полководцев. Подчеркивается ключевая роль Великобритании и герцога Веллингтона в победе над Наполеоном.
На основе учебных планов, разработанных рядом федеральных земель Федеративной Республики Германия, автор сделала попытку проанализировать включенность исторической информации об эпохе наполеоновских войн в систему немецкого политического образования. Автор определила круг проблемных вопросов в политической и общественной сферах, в рамках которых в немецкой школе предлагается изучать исторические материалы, связанные с началом XIX в. Автор выделила особенности преподавания истории наполеоновской эпохи в системе политического образования современной Федеративной Республики Германия.
Статья посвящена исследованию политического влияния России на Балканах в контексте наполеоновских войн. Рассматриваются основные направления российской дипломатической и военной стратегии, направленные на ослабление французского и османского влияния в регионе. Особое внимание уделено отношениям России с балканскими государствами и народами, стремившимися к независимости. Проанализированы ключевые события, такие как дипломатические миссии, военные операции и заключение союзов, оказавшие значительное влияние на политическую карту Балкан и всей Европы в начале XIX века.
В статье исследуется процесс формирования и трансформации образа Русской кампании Наполеона в британской литературе и периодической печати. Автор приходит к выводу, что самыми яркими образами Русской кампании стали суровая русская зима («генерал Мороз»), горящая Москва, лихие казаки, русские как свирепые медведи. Но если более ранние статьи в периодической печати предлагали собирать пожертвования для «страдающий русских людей», карикатуры изображали солдат Великой армии в России как мародеров, а Наполеона, заслуженно трясущимся от страха и холода, то в более поздних публикациях печальная картина отступления Великой армии, истощенной и изнеможённой, тающей от суровых холодов и постоянных нападений казаков, вызывала сочувствие. При этом, несмотря на лишения, солдаты Великой армии не теряют своих человеческих качеств, что особо выделяется на фоне русских, изображенных в образе свирепых медведей или необузданных казаков. В периодике и романах первой трети XIX в. больше внимания уделялось военным действиям и описаниям «экзотической» для европейцев страны, в то время как во второй половине века ужасы войны отошли на второй план. В картины русской действительности и военных событий в этот период стали вплетаться сюжеты о британских победах над Наполеоном, например, в ходе войны на Пиренейском полуострове. Вместе с противопоставлением чуждой стране и созданием образа «свой-чужой» это должно было способствовать консолидации британской нации. В британской исторической памяти Русская кампания стала времени ослабления Наполеона и Великой армии, но все же главной спасительницей Европы от тирании Наполеона воспринималась именно Великобритания.
Автор статьи исследует, каким образом эпоха наполеоновских войн представлена в британской школьной образовательной системе. Автор анализирует учебные программы, методические материалы и историческую литературу, используемые в школах, чтобы понять, какие аспекты наполеоновских войн освещаются наиболее полно, а какие остаются в тени. Особое внимание уделяется региональному аспекту, а именно, как различные регионы Великобритании включают в свои образовательные программы события той эпохи. В статье выделаются основные проблемы, связанные с изучением эпохи наполеоновских войн в британских школах. Особое внимание уделяется проблеме региональной истории. Автор приходит к выводу, что в Британии существует необходимость глубокого и разнообразного изучения наполеоновских войн в школах с учетом региональных особенностей, чтобы обеспечить более полное понимание исторического контекста и его влияния на современную Великобританию.