Архив статей журнала
В статье рассматриваются современные взгляды русских писателей на мир оборотня в восточной и западной традициях. Анализируется, как образ оборотня представлен в русской литературе, и как он сочетается с восточными и западными традициями, какой новый смысл и интерпретацию современные русские писатели придают образу оборотня.
В статье исследуется образ, сложившийся в британской литературе, генерала шотландского происхождения Дж. Мура, погибшего в 1809 г. при штурме французами испанского города Ла-Корунья во время Пиренейских войн. Автор приходит к выводу, что писателям и историкам удалось создать очень привлекательный образ романтического героя, великодушного человека, смелого и одновременно осторожного воина, павшего смертью храбрых на чужбине.
В статье автор оценивает влияние литературы и кино на формирование социальной памяти о Русском экспедиционном корпусе во Франции. Последовательно анализируются произведения С. Цвейга, А. Н. Толстого, а также кинофильмы, создающие образ русского солдата на Западном фронте, выделяются общие и уникальные особенности. На основании сравнения художественной репрезентации событий с данными исторической науки делаются выводы о сформированных общественных представлениях, а также намечаются возможные направления дальнейшей работы.
В статье исследуется процесс формирования и трансформации образа Русской кампании Наполеона в британской литературе и периодической печати. Автор приходит к выводу, что самыми яркими образами Русской кампании стали суровая русская зима («генерал Мороз»), горящая Москва, лихие казаки, русские как свирепые медведи. Но если более ранние статьи в периодической печати предлагали собирать пожертвования для «страдающий русских людей», карикатуры изображали солдат Великой армии в России как мародеров, а Наполеона, заслуженно трясущимся от страха и холода, то в более поздних публикациях печальная картина отступления Великой армии, истощенной и изнеможённой, тающей от суровых холодов и постоянных нападений казаков, вызывала сочувствие. При этом, несмотря на лишения, солдаты Великой армии не теряют своих человеческих качеств, что особо выделяется на фоне русских, изображенных в образе свирепых медведей или необузданных казаков. В периодике и романах первой трети XIX в. больше внимания уделялось военным действиям и описаниям «экзотической» для европейцев страны, в то время как во второй половине века ужасы войны отошли на второй план. В картины русской действительности и военных событий в этот период стали вплетаться сюжеты о британских победах над Наполеоном, например, в ходе войны на Пиренейском полуострове. Вместе с противопоставлением чуждой стране и созданием образа «свой-чужой» это должно было способствовать консолидации британской нации. В британской исторической памяти Русская кампания стала времени ослабления Наполеона и Великой армии, но все же главной спасительницей Европы от тирании Наполеона воспринималась именно Великобритания.