Архив статей журнала
В статье на примере военно-исторического движения г. Екатеринбурга анализируется характер влияния реконструкции на формирование исторических знаний. Автор дает краткую характеристику современного военно-исторического движения, выделяет типичные ошибки, способствующие формированию неверного представления о прошлом. В работе также представлена информация о мотивах участия уральцев в реконструкциях, полученная методом анкетирования. Автор отмечает, что сегодня военно-исторические реконструкторы Екатеринбурга находятся в состоянии поиска, смещая фокус от исторических инсценировок для зрителя к иным формам интерактивного участия.
Отечественная война 1812 года стала важнейшим этапом в формировании русского политического сознания, способствовала усилению консервативных начал в общественно-политической жизни. Мемуарная литература является важнейшим историческим источником, позволяющим получить достоверную информацию о причинах и целях войны, степени готовности вооруженных сил, стратегии и тактике, оценке государей и полководцев. В статье, основанной на изучении мемуарной и научной литературы, рассматриваются следующие важные аспекты темы: «человек на войне», факторы выживания, как военных, так и гражданских людей в тяжелейших психологических и бытовых условиях, оценка своих, российских героев, и неприятелей. Именно на войне раскрываются все, как высокие, так и низменные качества человека. Мемуары позволят ответить на вопрос, актуальный и для современной России: откуда взялись в народе те духовные силы, которые объединили российское общество, помогли преодолеть те нечеловеческие испытания, которые выпали на долю русских солдат. Такая литература прекрасно передает психологию воюющих сторон. На основе мемуаров захватчиков раскрываются планы Наполеона в отношении завоевания мирового лидерства, раскрывается их отношение к русскому, как они, писали, варварскому народу. При этом отмечается, что отношение врагов к русскому крестьянину, солдату по мере продвижения вглубь России меняется. Враги вынуждены были считаться с мужеством, стойкостью и выносливостью русского солдата. Доказывается важнейшая роль духовного, прежде всего, религиозного фактора. Другим фактором была преданность населения своему государю Александру I. В статье затронута тема обычаев войны. На основе изучения современной историографии рассматриваются следующие важные темы: московский пожар, его виновники и последствия. Делается вывод, что изучение прошлого, в частности, Отечественной войны 1812 г., позволяет объяснить современные международные отношения, понять причины враждебного отношения коллективного Запада к России. Отмечается, что дальнейшее изучение воспоминаний очевидцев войны позволяет глубже и объективнее понять факторы победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
В статье исследуется образ, сложившийся в британской литературе, генерала шотландского происхождения Дж. Мура, погибшего в 1809 г. при штурме французами испанского города Ла-Корунья во время Пиренейских войн. Автор приходит к выводу, что писателям и историкам удалось создать очень привлекательный образ романтического героя, великодушного человека, смелого и одновременно осторожного воина, павшего смертью храбрых на чужбине.
Международные конфликты - тема, которая неизбежно находит отражение в явлениях массовой культуры - СМИ, музыке, кинематографе, изобразительном искусстве. Репрезентация действий противоборствующих сторон в СМИ, кино или в сюжетах компьютерных игр во многом оказывает существенное влияние на формирование представлений о событиях - ведь в данном случае речь идет о воздействии на эмоции людей. В статье проанализированы особенности репрезентации событий Второй мировой войны в комиксах, изданных в Германии, стране, для которой проблема переосмысления и преодоления нацистского прошлого имеет непреходящее значение. Автор предпринимает попытку изучения комикса как средства формирования и трансформации исторических представлений, прежде всего, в молодежной среде.
Статья посвящена выявлению национальной специфики образов наполеоновской эпохи в современном образовательном пространстве Великобритании. Автор обращается к различным цифровым инструментам, представленным в британском образовательном пространстве, и анализирует их возможности в процессе изучения истории. На основе анализа приложений, экспозиций музеев и элементов медиа-пространства (фильмов, подкастов, видеоигр) автор приходит к выводу о том, что обилие различных цифровых технологий, применяемых для изучения истории начала XIX в., способствует лучшему усвоению темы. Это происходит благодаря разнообразному опыту, получаемому пользователями в процессе применения данных технологий. Отмечается, что британские цифровые материалы по данной проблематике отражают национальные представления об исследуемой нами эпохе. Во многих цифровых материалах эпоха наполеоновских войн используется для иллюстрации силы и мощи британского оружия и флота, мудрости полководцев. Подчеркивается ключевая роль Великобритании и герцога Веллингтона в победе над Наполеоном.
В статье рассматриваются особенности взаимодействия сотрудников государственных архивов и средств массовой информации Свердловской области. Проведенное автором онлайн-анкетирование позволяет проанализировать на каком уровне находятся данные коммуникативные процессы, мотивы для их возникновения и причины, мешающие повышению эффективности коммуникации.
В данной статье автор на основе методов исторической антропологии проанализировала процесс трансформации представлений солдат Великой армии о войне и противнике во время отступления из России. Автор пришла к выводу, что именно этот период оказался самым важным в формировании европейской героической версии события. Чем в более худших условиях оказывались солдаты, тем агрессивнее становился образ врага. Негативный образ русских стал повсеместно появляться в дневниках и письмах солдат в период пребывания в Москве. В условиях отступления из России солдаты с разными ценностями, социальными статусами, национальной принадлежностью объединились в единственном желании - жить и вернутся домой, что способствовало укреплению «коллективного воображаемого» о событиях войны. После возвращения из России основная часть солдат, стремясь вытеснить травматические воспоминания, заполнила пространство своей памяти той информацией, которую предлагала официальная пропаганда: суровый русский климат, нападение казаков и победа во всех сражениях кампании. В дальнейшем солдаты продолжали верить в это удобное «коллективное воображаемое», оправдывающее трагедию, о которой уже не хотелось помнить. Тем самым, участники и современники тех событий оказались едины в своем желании оставить в истории героический образ Великой армии в период отступления из России.
В статье проанализированы события, посвященные 200-летнему юбилею осады Тулона 1793 г. Юбилей показал, что два века спустя после этого историческое события оно воспринимается уже не столь положительно, как было, например, во время подобного юбилея в период Третьей республики. Спустя 200 лет оно стало восприниматься как довольно болезненный эпизод для французов, в особенности, для тулонцев. В 1992-1993 гг. в периодике развернулись многочисленные дискуссии, в ходе которых высказывались совершенно противоположные точки зрения, как на события самой осады, так и на ее юбилей.
Проанализировано влияние монументов красноармейцам и революционерам, установленных на территории современной Свердловской области, на процессы формирования исторической памяти. На примере ряда монументов автором выделены общие черты, а символическая репрезентация прошлого подвергнута сопоставлению с данными исторической науки. Автор делает выводы о том, что подобные памятники иллюстрировали общие идеологические направления внутренней политики советского государства и что по сей день события Гражданской войны воспринимаются в рамках данных направлений.
Статья посвящена выявлению специфики и основных тенденций, связанных с использованием образа русско-сербских отношений 1804-1878 гг. в школьном историческом образовании России и Сербии. Автор раскрывает особенности изучения истории русско-сербских отношений в 1804-1878 гг. в рамках учебного процесса. Проанализировав школьную учебную литературу, автор приходит к выводу, что в отечественных учебниках проблема рассматривается в рамках общих внешнеполитических вопросов России. В сербских учебниках и видео-уроках наблюдается тенденция к неоднозначной оценке сотрудничества русских и сербов в указанный период. Автором отмечается необходимость сотрудничества методистов России и Сербии при разработке учебных материалов по данной проблематике.
Статья посвящена вопросам мемориализации Русского экспедиционного корпуса эпохи Первой мировой войны. Автор обосновывает необходимость установки объектов, посвященных памяти Особых русских бригад, а также последовательно рассматривает локации г. Екатеринбурга, имеющие связь с данной тематикой. В работе затрагивается практическая сторона вопроса, связанная с поиском возможных форм исполнения, и делаются выводы о том, что установка мемориального объекта, посвященного Русскому экспедиционному корпусу в г. Екатеринбурге, может явиться единственным и уникальным примером в России.
Статья посвящена выявлению основных тенденций, связанных с использованием образа русско-сербских отношений 1804-1878 гг. в исторической памяти России и Сербии. Автором отмечается, что коммеморация преимущественно связана с оценкой роли России в создании независимого сербского государства и участием русских добровольцев в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Выявляются истоки формирования русофобского и русофильского дискурсов в Сербии. Наблюдается также разница в главной фигуре героического пантеона русских добровольцев, участвовавших в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. для двух наций. Автором также выявляется участие «новых» акторов в коммеморации русско-сербских отношений - представителей Республики Сербской и Донбасса.
- 1
- 2