Архив статей журнала
Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях становления постиндустриального общества изучение социокультурных факторов развития оптики позволит дополнить целостную картину позднеиндустриальной модели российской индустриальной модернизации.
Материалы и методы. Методологической основой исследования стала теория модернизации, которая предполагает учет не только экономических, но и социальных, культурных и личностных факторов промышленного развития.
Результаты исследования. Социокультурный контекст развития предприятия во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. соответствовал тенденциям позднеиндустриального развития. Предприятие активно взаимодействовало с широким кругом НИИ, высших учебных и научных организаций. Социально-культурную инфраструктуру завода пополнили библиотека научно-технической литературы, поликлиника, спортзал, база отдыха, детский сад и пионерский лагерь для детей сотрудников. Возводилось жилье для работников завода. При заводском клубе работали кружки (хоровой, драматический) и оркестр. Ценность труда была важной частью этики рабочего класса. Судьбы многих работников Уральского оптико-механического завода являются яркой иллюстрацией механизмов социальной мобильности позднеиндустриальной эпохи и социальной солидарности социалистического общества.
Обсуждение и заключение. На микроуровне, на примере деятельности Уральского оптико-механического завода, показаны закономерности начавшейся в изучаемый период завершающей стадии индустриальной модернизации в оптической отрасли. Анализ осуществлен в контексте социокультурных процессов: с учетом развития системы подготовки кадров, социокультурной сферы предприятия, социалистического соревнования, движения новаторов и рационализаторов, взаимодействия науки и производства.