Архив статей журнала
Автор статьи анализирует современные проблемы социокультурного развития подростков и юношества, формирования их этнической идентичности в условиях становления «информационного общества», значительно возросшего влияния информационной среды и социальных сетей на освоение входящими в жизнь поколениями детей и молодежи ценностей и нормативов национальной культуры. Автор отмечает целый ряд тревожных тенденций, ведущих к глубинным изменениям в традиционном менталитете, системе жизненных ценностей этноса, нарастание потребительских установок, рост социального эгоизма, разрушение механизмов вертикальной трансмиссии, существенно обедняющих жизненный опыт молодежи, деструкцию традиционной морали. В поле зрения автора оказались система экзистенциальных ценностей подростков и молодежи, влияние информационной среды, процесс формирования традиционных, этнотипичных качеств личности, содержание и характер межпоколенческих связей. В статье содержатся результаты исследований автора, отражающих результаты формирования этнической идентичности юных граждан России в контексте становления информационного общества.
Автор обращается к размышлениям о механизмах наследования ценностей и нормативов культуры подростками в условиях нарастания влияния информационной среды и глобализации современного мира, рассказывает о традициях народа Республики Бенин, его обычаях и верованиях, организации этнической социализации подростков и юношества. Особое внимание автор обращает на проникновение в культуру народов Африки современной европейской и американской культуры, что свидетельствует о всеобщей глобализации мира, взаимовлиянии культур.
В статье актуализируется проблема формирования безопасного социального поведения старших подростков. Рассматривая социальное поведение личности как проявления ее нравственной культуры, автор размышляет о сущности, основных направлениях и содержании взаимодействия школы и семьи подростка, обеспечении условий для накопления подростком опыта общественно одобряемого поведения и отношений. Консолидация усилий субъектов образовательных отношений позволит достичь положительных результатов в обеспечении устойчивого социально безопасного поведения подростков. В ходе исследования осуществлена диагностика, реализованы условия, формы взаимодействия школы и семьи подростка. Автором зафиксирован устойчивый интерес родителей к проблеме формирования опыта безопасного поведения подростков, расширены представления воспитанников о социально-нормативном поведении, способах формирования опыта такого поведения.
Стремительное расширение поликультурной образовательной среды в России выдвигает в число приоритетных задачу создания условий для формирования эффективной инклюзивной среды для совместного воспитания и обучения лиц разных национальностей. Авторы провели исследование по выявлению факторов эффективности и определению наиболее весомых проблем включения подростков из семей-мигрантов в коллектив сверстников.