Рассмотрены предпосылки Туркестанского восстания 1916 г., ставшего во многом результатом модернизации присоединенных к России территорий Средней Азии с многомиллионным мусульманским населением. Одним из последствий «встречи» двух систем - российской имперской и местной традиционной - стало обострение национального вопроса, во многом вызванное проведением политики инкорпорации региона. Взаимодействие комплекса факторов, включавшего и переселение русских крестьян, привело к восстанию 1916 г. в Русском Туркестане. Несмотря на рост протестных настроений во всей Средней Азии, в ряде регионов их проявление не приняло насильственные формы. Одной из относительно спокойных территорий оставался Бухарский эмират, хотя и входивший в орбиту Российской империи, но, будучи ее протекторатом, сохранявший ряд специфических черт. Постепенно врастая в систему рыночных отношений, он сохранял докапиталистические отношения и родовые пережитки. Проходившая в регионе модернизация вела, с одной стороны, к прогрессивным изменениям в экономике и культуре, а с другой, - к ухудшению жизни большинства населения, обращению его к мусульманской традиции, к росту недовольства центральной и местной властями. Раскрыта политическая и социально-экономическая ситуация в Бухарском эмирате накануне и во время восстания 1916 г. Авторы пришли к выводу, что обстановка в Бухаре и в Туркестанском крае во время восстания 1916 г. во многом имела схожие черты, поскольку сам эмират входил в единое социокультурное и экономическое пространство Средней Азии, испытывая общие со всем регионом последствия его модернизации. Вместе с тем специфика Бухары, например политическая автономность, накладывала отпечаток на проявление протестных настроений.
Рассмотрены становление системы среднего профессионального образования в Туркестанском крае в эпоху первой российской модернизации. Выявлены факторы, с одной стороны, стимулировавшие развитие образования на территории, вошедшей в состав Российского государства, а с другой, - тормозившие подготовку местных специалистов. Прежде всего, учитывается заинтересованность российской администрации в модернизации и инкорпорации региона, одним из инструментов которых становилась образовательная политика. Появление различных предприятий и культурных учреждений в крае также порождало потребность в специалистах, во многом определявших направление его развития. Вместе с тем сохранявшиеся национальные традиции, интересы духовенства, деятельность местных религиозных школ стояли на пути подготовки специалистов, особенно набранных из представителей коренного населения. Источниковая база исследования включает в себя документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Узбекистан, отчеты и обзоры училищ, областей и ведомств генерал-губернаторства, справочные и памятные книжки областных правлений, а также материалы из региональной периодической печати. Выделено несколько этапов создания образовательной системы в Туркестанском крае, определен круг учебных заведений, открытых российскими властями, рассматривает результаты их деятельности. Автор пришел к выводу, что профессиональные учебные заведения, будучи совершенно новым опытом для местного населения, не привлекли заметного внимания коренных на родов. Это было связано в том числе с языковым барьером и недостаточной адаптированностью учебных программ к местным условиям. Сказалась и нехватка опытных учителей, а также ограниченность финансирования системы образования. Тем не менее, созданные профессиональные школы, особенно в сфере сельского хозяйства, оказали положительное влияние как на развитие экономики края, так и на подготовку кадров, в которых остро нуждались и власти, и коренное население.
Рассматривается идейный, целевой и практический аспекты предназначения кредитной кооперации, а также деятельность ее организаторов и участников по борьбе с бедностью и повышением народного благосостояния в 1870-1880-е гг. в условиях вовлечения русских крестьян в новые экономические отношения в ходе проведения реформ и в пореформенный период. Раскрыта роль чиновника особых поручений Министерства финансов В. Н. Хитрово в организации и деятельности ссудо-сберегательных товариществ, долгое время возглавлявшего Санкт-Петербургское отделение Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах при Императорском Московском обществе сельского хозяйства. Анализируется процесс преодоления сословного характера кредитования деревни и основные направления работы в данном направлении В. Н. Хитрово и его соратников по Санкт-Петербургскому отделению Комитета. Приводятся сведения об организующей роли Комитета в период секретарства в нем В. Н. Хитрово с 1871-1890 гг. в формировании и укреплении нового явления в социально-экономической жизни России - кредитной кооперации.
В 2010-2024 гг. российские антропологи-ауксологи расширили предмет своих исследований. Рост, вес и индекс массы тела они стали рассматривать в качестве косвенных, или прокси, показателей благосостояния, что позволяет им выявлять эпохальные тренды в динамике уровня жизни. Полученные результаты подтвердили выводы о повышательной секулярной тенденции размеров тела и, соответственно, об эпохальном повышении уровня жизни в России XIX-ХХ вв. По сути, ауксологи совершили социально-исторический поворот в биологической антропологии и в сфере изучения благосостояния чрезвычайно помогли российским историкам, которые антропометрической историей не занимаются. За рубежом новое направление с 1970х гг. получило быстрое развитие, превратившись в важную академическую дисциплину с собственными сообществами, журналами и кафедрами в университетах. Важнейшей причиной равнодушия российских историков к антропометрии является их неподготовленность к работе с новым видом источников в междисциплинарном ключе с помощью математико-статистических методов и на больших данных. Опыт и знания российских ауксологов являются весьма ценными для историков. Последние могут не только заимствовать у них нужные данные, но, что более важно, научиться по их работам искусству проведения антропометрических исследований с точки зрения методологии, методики анализа и интерпретации антропометрических показателей.
Исследуется деятельность директивных органов по организации модернизации трубной отрасли Советского Союза в 1950е гг., когда возникла необходимость в развитии нефте- и газопроводного транспорта, который переходил на большие, чем раньше диаметры и давления. В силу ограниченности внутренних ресурсов советская промышленность не могла осуществить выпуск нужного сортамента труб. В рамках исследования был проведен анализ документов высших руководящих органов СССР из фондов Российского государственного архива новейшей истории, что позволило определить стратегию модернизации трубной промышленности в СССР в 1950е гг., оценить уровень производства в стране труб, выявить его несоответствие потребностям развивающейся промышленности. Посредством анализа инвестиционных проектов СССР в трубной отрасли изучены масштабы строительства новых производств и практика импорта труб в рассматриваемый период. Авторы пришли к выводу, что для решения поставленной руководством страны задачи директивные органы предприняли ряд мер. В частности, были пересмотрены производственные планы трубных заводов с целью увеличения выпуска продукции требуемых размеров и характеристик; была запущена программа реконструкции и модернизации устаревших производственных мощностей, включавшая в себя внедрение новых технологий; велись переговоры с зарубежными поставщиками о закупке необходимых объемов труб. Такой комплексный подход позволил обеспечить развитие нефте- и газопроводной системы СССР в 1950е гг.
Рассматривается социально-экономический феномен Мургабского государева имения, образованного в Мервском оазисе 6 августа 1887 г. Показан процесс обустройства Мургабского имения и превращение его в крупный агропромышленный комплекс, которое должно было стать эталоном для других подобных заведений. Одновременно была поставлена задача сделать имение эффективным хозяйством, часть прибыли от которого должна была со временем поступать в Государственное казначейство. Установлено, что в условиях необходимости значительных затрат на оросительные работы император Александр III повелел учредить государево имение за счет средств Департамента уделов. На основании материалов официальной отчетности рассмотрены сведения о расходах и доходах по Мургабскому государеву имению и сделан вывод о том, что Департамент уделов не скупился на капиталовложения по акклиматизации сортов растений, устройству в имении заводов для первичной обработки сельскохозяйственного сырья и путей сообщения, электрификации производства и созданию особых условий для службы и быта работников имения, которое с 1911 г. стало приносить устойчивую прибыль. Иными словами, поставленная перед ним экономическая задача была выполнена.
Исследуется исторический опыт развития дорожной инфраструктуры Закавказья во второй половине XIX - начале XX в. На основе анализа корпуса документов фондов Российского государственного исторического архива и Государственного архива Российской Федерации определены взаимосвязи процессов создания и расширения сетей грунтовых и шоссейных дорог, а также стальных магистралей. Обозначена первичность военного назначения дорог региона перед хозяйственными функциями. Отражена тенденция на увеличение ассигнований на строительство и ремонт закавказских железных дорог в рассматриваемый период. Сделан акцент на том, что устройство грунтовых и шоссейных дорог способствовало сооружению линий стальных магистралей в Закавказье. Определены этапы строительства линий Закавказских железных дорог. Особое внимание уделено созданию условий для интенсификации торговых связей с Персией вследствие соединения стальных магистралей региона с железнодорожной сетью Российской империи и устройства линии до российско-иранской границы. Раскрыто содержание нереализованных проектов сооружения Перевальной железной дороги через Кавказский хребет, развития Тифлисского транспортного узла и электрификации отдельных участков «чугунки». Рассмотрение показателей торговли между Россией и Персией через сухопутную закавказскую границу позволило сделать вывод о положительном влиянии принятых мер по развитию дорожной инфраструктуры края на русско-персидские экономические отношения.
Исследуется влияние российской нефтяной промышленности на развитие Волго-Каспийского транспортного коридора в последней трети XIX - начале XX в. Констатируется, что в пореформенный период, благодаря возникновению рынка свободной рабочей силы, появилась возможность для развития предпринимательства и предпринимательской инициативы. С опорой на комплекс законодательных документов и архивных материалов, часть из которых впервые вводится в научный оборот, охарактеризованы основные направления государственной политики в сфере нефтяной промышленности в исследуемый период; раскрыта взаимозависимость между объемами нефтедобычи и быстрым развитием портов Волго-Каспийского транспортного коридора; оценено влияние научно-технического прогресса на успешное развитие нефтяной промышленности и логистической инфраструктуры региона; выявлены изменения в территориально-транспортной структуре Волго-Каспийского транзитного маршрута в последней трети XIX - начале ХХ в. В рамках теории организационно-экономических механизмов автор приходит к выводу, что модернизационные процессы в нефтяной промышленности в последней трети XIX - начале ХХ в. способствовали позитивной трансформации и усложнению инфраструктуры Волго-Каспийского региона. Это выразилось в быстром освоении новых видов транспорта и создании новых транспортных магистралей, в изменении номенклатуры товаров в традиционном грузообороте, росте экономической рентабельности как транспорта, так и грузоперевозок, расширении рынков сбыта товаров, начале сращивания нефтяного производственного и торгово-транспортного капиталов и их участия в развитии стратегически важных отраслей экономики.
Исследуется история борьбы касимовских татар за сохранение Татарской волости в Касимовском уезде Рязанской губернии. Она отражает неустойчивую политическую ситуацию 1920х гг. в реализации процесса советского нациестроительства, борьбу между сторонниками и противниками национального фактора в административно-региональном переустройстве Советского государства. Представленная работа на основе обширного круга источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, освещает перипетии кардинальных поворотов в процессе ликвидации и возрождения Татарской волости на протяжении 1920х гг. Показано наличие фактора многополярности, серьезного дискурса в вопросах деконструкции старой модели государственного устройства. Прагматические соображения центральной власти, обусловленные стремлением повысить степень эффективности в управлении регионами с компактным проживанием этнических меньшинств, отвечали социально-политическому запросу касимовских татар, проявивших сплоченность и организованность в отстаивании своих национально-статусных прав. Консолидированные действия касимовских татар были направлены на противостояние с уездными и губернскими официальными структурами, которые не симпатизировали идее политико-этнического структурирования российских территорий. Авторы приходят к выводу, что касимовские татары активно проявили себя в этнополитических процессах 1920х годов.
По нормативным актам последней трети XIX в. исследованы внутриполитический курс властей степных областей и Туркестана по отношению к татарскому населению и реакция татар на их действия в начальный период Первой русской революции 1905-1907 гг., дана краткая характеристика демографическому облику татарских обществ в Центральной Азии.
Цель исследования - реконструкция практик татар региона по составлению прошений и анализ текстов петиций на предмет выявления их нужд и чаяний. Участие ряда татарских обществ региона в петиционной кампании оценивается как проявление их общественной активности по отстаиванию своих прав перед имперскими структурами. В рамках анализа организации подачи прошений по областям выявлены их количество и хронологические рамки, список обществ/поселений и активисты организаторы, даты составления и адресаты их подачи, законодательные новшества самодержавия, ставшие мотивацией для составления петиций, степень использования образцовых текстов, освещаются формы составления прошений (группами или через доверенных лиц, избранных на собраниях приходских или сословных обществ). Анализ текстов осуществлен по таким темам как укрепление и расширение религиознокультурной автономии, гражданские права и дополнительная защита этноконфессиональных особенностей.
Раскрывается история проведения военной реформы в России в 1874 г. и отношение к ней переселившихся сюда в эпоху Екатерины II немецких колонистов и меннонитов, имевших привилегию - освобождение от военной службы. Однако ситуация меняется с проведением реформы Александра II в 1874 г., когда они обязаны были выполнять всеобщую воинскую повинность наравне с остальным населением страны, что нанесло чувствительный удар по сложившемуся у них более чем за сто лет укладу и образу жизни. Не все колонисты были готовы к выполнению этой обязанности, поэтому они стремились эмигрировать из страны. В основном предпочитали переселяться в Америку, но некоторые рассматривали в качестве нового места жительства присоединенные территории в Средней Азии. Исключение составляли меннониты, которые отказывались от несения воинской повинности из-за религиозных соображений. Изучив все обстоятельства, российские власти пошли им навстречу, заменив службу в армии на службу в лесных командах и санитарных батальонах. В этой связи раскрывается процесс разработки реформ и включения немецких колонистов в призывную кампанию. Используя квантитативные методы, установлено, что процент уклонистов из немецкой среды от общего количества призываемых и уклоняющихся от службы русских был намного ниже. Изучение вопроса об использовании льгот по семейному положению или уровню грамотности показало, что колонисты не всегда ими пользовались в силу ряда причин, в том числе из-за незнания законов.
Рассматривается эволюция землевладения в немецких колониях Санкт-Петербургской губернии во второй половине XVIII - начале ХХ в. Источниковой основой исследования стали неопубликованные документы, выявленные в Российском государственном историческом архиве и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, - делопроизводственные документы, в том числе междуведомственная переписка, протоколы колонистских сходов, прошения колонистов, направленные в губернские и центральные исполнительные органы, владенные записи. Большинство источников впервые вводится в научный оборот. Проведенное исследование показало, что в 1765-1810х гг. расположенные в непосредственной близости от столицы, петербургские колонии были образованы, в первую очередь, на вотчинных (позднее удельных) землях, которые в первой половине XIX в. находились в ведении Кабинета, Министерства Императорского Двора, членов Императорской фамилии. До 1860х гг. колонисты являлись пользователями земельных наделов. Крестьянские реформы 1860х гг. были распространены и на немецкие колонии, в которых они реализовывались на общих принципах. Внесение выкупных платежей позволило немцам в течение 1870-1890х гг. стать полноправными собственниками своих наделов. Проведение реформ привело к резкому имущественному расслоению: землю получили только домовладельцы (прямые потомки первопоселенцев по нисходящей мужской линии), которые составили меньшинство в колониях. Подавляющее большинство колонистов оказалось безземельными, что породило в колониях земельный вопрос, который не был решен в дореволюционный период.