Целью статьи является критический анализ исторического опыта по формированию просветительской советской государственной библиотечной политики в 1920–1930‑х гг. и определение возможностей его современного использования. Показано, что основу этой политики составили взгляды на науку и ее популяризацию отечественных революционных демократов, а также идеи В. И. Ленина о политическом воспитании рабочего класса и развитии его политического сознания. Отмечено, что библиотечная просветительская политика начала складываться в рамках просветительской концепции библиотечного дела как одной из форм внешкольного образования и политической пропаганды в конце XIX – начале XX в., однако политические и организационные условия для ее реализации сложились только в советское время. Основным мотивом формирования советской просветительской политики стала необходимость подготовки рабочих и крестьян к участию в государственном управлении по всей вертикали власти, борьба с церковью, а также повышение технической и сельскохозяйственной грамотности рабочих и крестьян. Базовой формой взаимодействия стала пропаганда как наиболее концентрированное выражение политического, научного и технического просвещения. Раскрыты политические и педагогические принципы этой политики и сделаны выводы о перспективности использования опыта тех лет при формировании современной библиотечной политики по организации взаимодействия науки и общества. Проанализированы основные достижения и недостатки. Опыт 1920–1930-х гг. показывает, что такая политика станет успешной при реализации следующих условий: 1) библиотечная политика в этом направлении будет составной частью общегосударственной просветительской и научной политики; 2) будет организовано управление просветительским и научным чтением; 3) библиотечное воздействие должно носить активный характер; 4) принципы современной просветительской библиотечной политики модернизируются с учетом достижений педагогической науки в области просветительства, социологии чтения, информационной культуры и популяризации науки.
Отсутствие комплексных исследований по истории библиотечного чтения в городах Сибири, малочисленность и краткость упоминаний о чтении художественной литературы посетителями Троицкосавской общественной библиотеки обусловливают актуальность заявленной темы. Цель статьи – определить место беллетристики в круге чтения посетителей Троицкосавской общественной библиотеки в конце XIX – начале XX в. При изучении темы в основном использовались методы сравнительного анализа, статистический, источниковедческий. Источниковую базу исследования составили 18 отчетов о работе библиотеки за 23 года (1887–1909 гг.), начиная со времени ее основания, и 2 каталога, раскрывающие ее фонд. Впервые вычислена доля беллетристики в выдаче изданий из библиотеки на дом: в целом и без периодики. Полученные данные показывают, что художественная литература являлась основным предметом читательских требований. Произведены подсчеты общего и среднего в год количества выдач, книг отдельных писателей и поэтов за 15 лет (1895–1909 гг.), на основании которых составлен топ-20 самых популярных у пользователей библиотеки отечественных и зарубежных авторов. Первые три места в рейтинге российских писателей заняли Л. Н. Толстой, Вас. И. Немирович-Данченко, А. К. Шеллер-Михайлов, иностранных – М. Рид, Ж. Верн, Г. Эмар. Читатели отдавали явное предпочтение прозаическим произведениям. Посетителями библиотеки чаще были востребованы сочинения российских авторов, нежели иностранных.
Исследование дополняет уже введенные в научный оборот сведения о чтении художественной литературы в дореволюционной Сибири, ее месте в круге чтения сибиряков и популярных у них авторах.
Целью статьи является введение в научный оборот уникального документа из архива Научной библиотеки Томского государственного университета (НБ ТГУ) «Схема библиографических работ по Западной Сибири при Томской государственной научной библиотеке». Эта записка А. И. Георгиевского, подготовленная в 1935–1936 гг., дополняет сведения по истории краеведческой библиографии 1930-х гг. и представляет НБ ТГУ как крупный сибирский библиографический центр. В документе определяется круг задач сибирской библиографии, необходимость расширения связей НБ ТГУ с другими библиографирующими учреждениями страны в условиях социалистического строительства и первых пятилеток. Актуальность изучения архивных документов 1930-х гг. связана с наличием больших пробелов в истории библиотечного дела в Западной Сибири в этот период, и в особенности – в области развития краеведческой библиографии. В ходе исследования установлено, что направления краеведческой библиографии, намеченные в исследуемый период, нашли свое развитие в работе НБ ТГУ в послевоенные годы.
Актуальность темы определяется социально-культурной значимостью благотворительной деятельности.
Отсутствие комплексных и конкретно-исторических исследований дарения Томской городской публичной библиотеке (ТГПБ) книг, за исключением фрагментарных упоминаний имен жертвователей, обусловило научную новизну статьи.
Цель работы – проанализировать книгопожертвования как один из источников комплектования фонда этой библиотеки. Источниковую базу исследования составили годовые отчеты ТГПБ за дореволюционный период. Впервые подсчитана доля пожертвованных наименований и томов в фонде. Они составляли почти половину пополнявших библиотеку книг. Выявлены учреждения, организации, частные лица, делавшие крупные пожертвования. В их числе – А. А. Дикгоф, С. К. Кузнецов, М. Я. Тернер, Московский публичный и Румянцевский музеи, Общество попечения о начальном образовании в Томске и др. Среди авторов, подаривших издания своих произведений, были профессора Императорского Томского университета: Д. Н. Беликов, А. М. Зайцев, Н. Ф. Кащенко и др. Приведены многочисленные факты дарений в адрес библиотеки. Отмечено, что пожертвования делали представители разных социальных групп. Проанализирован тематический репертуар и виды пожертвованных изданий, значительную часть которых составляли сибиреведческая литература и делопроизводственная документация. Для формирования уважительного отношения к книге и библиотеке, понимания их важной роли в жизни человека и общества, побуждения к благотворительности могут привлекаться выявленные и приведенные в статье многочисленные и зафиксированные новые факты книжных пожертвований. Полученные результаты могут быть полезны для реконструкции социокультурной жизни в регионе в дореволюционный период.