Архив статей

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ШЕЙНОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА

В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по формированию предметных результатов младших школьников при изучении морфологии русского языка. Изучено понятие «предметные результаты», его связь с универсальными учебными действиями. Предметные результаты достигаются обучающимися в процессе изучения дисциплины. Рассмотрена последовательность изучения знаменательных частей речи по учебникам русского языка УМК «Школа России», их потенциальные возможности по формированию предметных результатов младших школьников. Проанализированы внутрисистемные связи между различными разделами русского языка. В статье указаны наиболее эффективные формы и методы формирования предметных результатов младших школьников при изучении наиболее употребительных частей речи: имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Обучение умению пользоваться словами этих лексико-грамматических групп предполагает работу над точностью их употребления в зависимости от ситуации, темы и стиля текста. На основе практического опыта приведены примеры занимательных игр, наиболее эффективно способствующих формированию предметных результатов у младших школьников при изучении морфологии. Сделан вывод об эффективности использования занимательных, наглядных, интерактивных, игровых форм в процессе формирования системы предметных научных знаний о русском языке.

Сохранить в закладках
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ»: СОЗДАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

В данной статье рассматривается создание и развитие электронного образовательного ресурса «Алгоритмизация глагольного словоизменения», который нацелен на формирование и совершенствование навыков иностранных учащихся в области морфологии русского языка. В процессе разработки онлайн-курса автором был сделан акцент на те его элементы, которые способствуют более глубокому пониманию и освоению тематики: схемы, таблицы, задания, дифференцированные по уровням владения русским языком как иностранным. В работе описана история создания электронного образовательного ресурса, дан обзор практики его использования, приведены рекомендации по улучшению курса в связи с перспективами его развития. Кроме того, рассматриваются возможные направления дальнейшего совершенствования онлайн-курса, такие как расширение функционала ресурса и снабжение его новым наглядно-иллюстративным материалом, что обеспечит его актуальность и практическую ценность в условиях цифровизации образования. Немаловажно, что в статье приводятся авторские методические разработки, касающиеся алгоритмизации спряжения, а также рассматриваются некоторые теоретические аспекты данной проблемы (например, формализация словоизменения глаголов, модели которых нередко смешивают). В заключении даны чёткие выводы по вопросам развития электронных образовательных ресурсов по словоизменению.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ С ФИЛЬМОМ «ВОЛШЕБНЫЙ ПОРТРЕТ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ В КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Дубаков Леонид Викторович, Юн Людмила Гиеновна

Актуальность представленной статьи определяется активным интересом преподавателей-лингвистов к поиску новых образовательных возможностей и решений на занятиях РКИ, особенно в китайской аудитории. Педагоги, работая с современными китайскими студентами в России или за границей, сталкиваются с проблемами погружения иностранных учащихся в аутентичную языковую среду. Одним из наиболее эффективных способов такого погружения, а значит, и развития, совершенствования у студентов различных составляющих русского языка, среди которых особое место занимает знание о культуре народа, способствующее обучению активной, адекватной и эффективной межкультурной коммуникации, является российская аудиовизуальная культура, и в частности, кинофильмы. Новизна статьи обусловлена установкой на комплексный подход к анализу аудиовизуального материала: так, в статье описываются возможности, которые предоставляет лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ кинокартин. Кроме того, новизна статьи исходит из самого выбранного материала - фильма «Волшебный портрет», - в котором явно и ярко проявляет себя двукультурность, двунаправленность этого кино - ориентированность одновременно на русского и китайского зрителя, что порождает двойную оптику восприятия. Лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ этого фильма направлен на достижение китайскими учащимися глубокого понимания как смысла и поэтики, так и присутствующих в картинах коммуникативных ситуаций, с проявленными в них лексическими и стилистическими элементами, которые знакомят студентов с различными аспектами общественно-политической, экономической, культурной, религиозной, бытовой русской и китайской жизни прошлого и настоящего.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА С ИНТЕРАКТИВНЫМ КОМПОНЕНТОМ (QR-КОДОМ) И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ГУСЬКОВА МАРГАРИТА ДМИТРИЕВНА

В данной статье рассматривается методический потенциал мультимодального рекламного текста с интерактивным компонентом, представленным в виде QR-кода, и его использование на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Объектом исследования является интеграция QR-кодов в рекламные материалы, что позволяет создать многослойный контекст для изучения языка. Мультимодальные тексты, объединяющие визуальные, вербальные и аудиовизуальные элементы, способствуют более глубокому восприятию информации и активизации учебного процесса. Статья анализирует преимущества использования QR-кодов в образовательной практике, включая доступ к дополнительным ресурсам и возможность интерактивного взаимодействия студентов с материалом. Рассматриваются примеры грамматических тем, подходящих для применения на занятиях по русскому как иностранному (РКИ) в полиэтнических группах с уровнем владения языком B1 и B2 (ТРКИ-I и ТРКИ-II соответственно). Описываются методические приемы работы с мультимодальными рекламными текстами, которые помогают развивать навыки критического мышления, межкультурной коммуникации и языковой компетенции у учащихся. Также рассматриваются примеры заданий, направленных на активизацию речевой деятельности студентов и углубление их понимания социокультурных аспектов языка. В заключение подчеркивается необходимость внедрения мультимодальных подходов в преподавание РКИ для повышения мотивации и эффективности обучения.

Сохранить в закладках