В последние десятилетия страны Центральной Азии стали участниками разных проектов международных транспортных коридоров. Для стран региона эти проекты представляют значительный интерес, поскольку позволяют преодолеть географическую удаленность от основных рынков сбыта. Большая часть транспортных проектов была инициирована внерегиональными акторами, которые в свою очередь, проявляют к Центральной Азии повышенный интерес. Разработка и продвижение проектов транспортных коридоров определялись, прежде всего, долгосрочными экономическими интересами. Для внерегиональных государств, прежде всего, США, ЕС, Китая, Турции, приоритетной задачей являлось закрепление государств Центральной Азии в сфере своих интересов. В последние годы транспортные международные коридоры были дополнены двусторонними и многосторонними механизмами, которые инициировали внерегиональные акторы. Они направлены на формирование устойчивых политических и экономических отношений с центрально-азиатскими государствами. Для стран Центральной Азии участие в международных транспортных коридорах дает возможность получать доходы от транзита грузов, идущих через территорию региона, и одновременно открывает новые возможности для организации поставок собственной продукции на внешние рынки. В частности, большое внимание уделяется проекту Транскаспийского международного транспортного маршрута. Помимо других транспортных маршрутов, этот проект привлекает внимание ЕС и Китая, которые рассчитывают увеличить по нему поставки товаров. Новым направлением политики внерегиональных государств в отношении Центральной Азии является получение доступа к месторождениям редкоземельных металлов. Большая роль в реализации проектов, связанных с разработкой месторождений редкоземельных металлов и его вывозом из региона отводится транспортным коммуникациям, идущим из стран Центральной Азии.
После распада СССР политика Запада в отношении стран Центральной Азии концентрировалась на вопросах, связанных с расширением торгово-экономических отношений, получением доступа к углеводородным ресурсам центральноазиатским государств и организации надежного их экспорта на внешние рынки. В последние годы, в связи с изменениями в технологическом развитии, у стран Запада возрос интерес к месторождениям редкоземельных металлов. Контроль за разведанными и перспективными месторождениями разворачивается в разных регионах мира. Одним из перспективных регионов, на территории которого находятся значительные запасы редкоземельных металлов является Центральная Азия. По этой причине в последние несколько лет США, ЕС, Великобритания и другие страны стали проявлять к региону повышенный интерес. Запад проводит в отношении центральноазиатских государств активную политику, которая направлена не столько на развитие стран региона, сколько на расширение своего присутствия, переориентацию внешнеполитического курса стран региона на интересы внерегиональных акторов. Конечной целью западных государств является получение контроля над месторождениями редкоземельных металлов, которые находятся в Центральной Азии. В статье рассматриваются основные направления политики западных государств в отношении Центральной Азии, анализ механизмов, которые они используют для продвижения своих интересов при получении доступа к перспективным месторождениям редкоземельных металлов. При этом страны региона в целом приветствуют политику Запада, считая, что это привлечет дополнительные инвестиции в их экономики. В свою очередь, западные государства и компании, которые они поддерживают, оказывают давление на страны Центральной Азии, добиваясь наиболее выгодных для себя условий при разработке месторождений и контроле над получаемыми ресурсами. В статье сделан вывод, что в Центральной Азии разворачивается борьба между западными государствами, с одной стороны и Россией и Китаем за доступ и контроль над месторождениями редкоземельных металлов.