Проблема подготовки дефектологических кадров - одна из наиболее важных, стоящих перед высшей школой и органами государственного и муниципального управления, курирующими образование. Ежегодно высшие учебные заведения педагогического и непедагогического профиля осуществляют набор абитуриентов на направление 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Однако ситуация, связанная с дефицитом дефектологических кадров, не меняется.
Мы предположили, что одной из причин нехватки дефектологических кадров является недостаточно продуманное распределение бюджетных мест на подготовку специалистов для обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В связи с этим цель настоящей работы - социологический анализ контрольных цифр приема на бюджет в бакалавриат и магистратуру на направление «Специальное (дефектологическое) образование» в педагогических вузах Российской Федерации в 2024 г.
Выборка исследования представлена 38 федеральными педагогическими вузами, указанными на сайте Министерства просвещения Российской Федерации. На основе информации с официальных сайтов вузов были проанализированы контрольные цифры приема на профили бакалавриата и программы магистратуры в 2024 г. по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
Анализ показал, что в настоящее время наблюдается неравномерное распределение бюджетных мест по указанному направлению: значительно преобладает количество бюджетных мест для логопедов. Таким образом, необходимо вести учет потребностей регионов в дефектологических кадрах и учитывать это при выделении бюджетных мест для подготовки специалистов соответствующего профиля.