Одной из актуальных проблем современного здравоохранения является поиск способов реализации пациент-центрированного подхода к оказанию медицинской помощи населению, что связано с необходимостью трансформации традиционной авторитарной модели взаимоотношений врача и пациента, перехода ее в сотрудническую и партнерскую. Целью исследования стало выявление особенностей отношения к пациентам и представлений о коммуникативном с ними взаимодействии современных врачей общей практики с разным стажем профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие 222 врача-терапевта и врача общей практики, которые были разделены на три равночисленные группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в медицинских организациях поликлинического профиля: по 74 врача со стажем до одного года, от 10 до 15 лет и более 20 лет. Исследование осуществлялось с помощью теста социальных ориентаций Т. Лири, ранжирования качеств личности пациентов по степени их приоритетности во взаимодействии с врачом, методики коммуникативной направленности С. Л. Братченко, методики «Способность к самоуправлению в общении» (Н. П. Фетискин и др.).
Выявлено, что в настоящее время система представлений об идеальной модели взаимодействия врача и пациента претерпевает незначительные изменения в сторону приоритетности партнерских отношений. Статистически достоверные различия были выявлены между молодыми и опытными врачами в восприятии пациента как послушного и исполнительного, сотрудничающего и имеющего свою точку зрения на процесс лечения своего заболевания. Однако такое восприятие даже в группе начинающих врачей не определяет его реализацию на практике в силу отсутствия у большинства из них коммуникативной гибкости и способности управлять своим коммуникативным поведением.
Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ развития гибких коммуникативных навыков у современных врачей с целью достижения успешного внедрения в практику медицинской помощи партнерской модели взаимодействия врача и пациента.
Хотя проблеме психологического здоровья детей с нарушениями слуха уделяется много внимания, недостаточно представлен анализ влияния интеллекта, типа коммуникации, образовательной среды, пола и возраста на возникновение депрессии и соматических заболеваний у данной группы. В связи с вышеизложенным цель настоящей работы - выявить различия в уровне депрессивных симптомов и соматических жалоб между слышащими детьми и подростками и их сверстниками с нарушениями слуха, а также представить факторы, влияющие и не влияющие на психологическое здоровье последних, на основе зарубежных исследований данной проблемы.
Было установлено, что депрессия чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, чем у их здоровых сверстников. Различий в частоте встречаемости соматических жалоб в данных группах не выявлено. Обнаружено, что депрессия чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, обучающихся в специальных школах, чем у их сверстников, обучающихся в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Кроме того, это заболевание чаще встречается у детей и подростков с нарушениями слуха, использующих жестовую речь, чем у их сверстников, которые преимущественно пользуются словесным типом коммуникации, что связано со степенью интеграции в семейную среду и общество сверстников. Проблемы психологического здоровья у данной группы отрицательно коррелируют с уровнем развития интеллекта. При этом не выявлено взаимосвязи развития депрессивных симптомов у детей и подростков с нарушениями слуха с полом, возрастом, социальноэкономическим статусом, степенью потери слуха и использованием слухового аппарата или кохлеарного импланта.
Данные исследования могут быть использованы для адресной помощи детям и подросткам с нарушениями слуха.
В статье рассматривается сложившаяся в творческом наследии русского писателя В. Г. Короленко (1853-1921) система взглядов на психическое саморазвитие в детстве, обусловленное в основном собственной активностью ребенка, без участия взрослых. Психическое саморазвитие, как следует из анализа и интерпретации писательского наследия, протекает в таких видах самостоятельной деятельности детей, как познание, дружба, общение, игра, которые позволяют удовлетворять потребности ребят в любви родных людей, общении с ними. Познание мира, участие в жизни других помогают ребенку обрести важные качества во всех сферах психического развития, среди которых произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; моральные ценности общества; способы его познания, отношение к нему и взаимодействие с людьми. Каждый вид детской деятельности вносит особый вклад в психическое развитие. В познавательной деятельности детей формируются образы знакомых и близких взрослых, сверстников, настоящего и прошлого мира, нравственные координаты отношения к нему - сочувствие к обиженным и презрение к обидчикам. В дружбе со сверстниками складываются основы нравственности в совокупности переживания гуманных чувств, понимания моральных норм и их относительности, следования им в ситуациях нравственного выбора. В речевом общении проявляются детские типы - «фантазер» и «реалист-критик», - формируется творческое рассказывание, возникает начальный контур целостного детского мировоззрения с координатами прошлого и настоящего, причины и следствия, добра и зла, рождения и смерти. В сюжетно-ролевой игре дети в воображаемом сюжете моделируют сферу жизнедеятельности взрослых, выполняя их роли с помощью игровых действий и игрового употребления заместителей реальных предметов. Важным условием саморазвития ребенка становится общение с близкими людьми, основанное на гуманистической, личностно ориентированной позиции в отличие от их эгои стической концентрации на своих переживаниях, заботе о своем спокойствии, разрушающих детские фантазии, игру, картину жизни наряду с жестокими противоречиями жизни.
Цель статьи - обобщение результатов ранее проведенных исследований на тему личностных коррелятов цифровой зависимости. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 694 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет. В исследовании использованы опросник APA для оценки зависимости от видеоигр, опросник зависимости от смартфона (автор - В. П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии / Hospital Anxiety and Depression Scale - HADS (адаптация М. А. Морозовой и др.), шкала агрессивности Х. Ю. Айзенка.
Проведенное исследование выявило, что зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр у русскоязычных испытуемых положительно взаимосвязаны между собой, а также с такими проблемными личностными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация и проблемы со сном.
Установлены гендерные различия: мужчины чаще демонстрируют зависимость от видеоигр и более продолжительное ежедневное участие в играх, тогда как у женщин выражены зависимость от социальных сетей и зависимость от смартфона, а также более высокие показатели тревожности и прокрастинации. Уровень депрессии и проблемы со сном одинаково проявляются у представителей обоих полов. С возрастом в целом большинство негативных качеств усиливаются.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в осознании того, что разные виды зависимости (от смартфона, социальных сетей и видеоигр) формируют триединую концепцию, которую можно определить как проблемный комплекс цифровой зависимости. Он включает в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр, которые взаимосвязаны между собой и с такими проблемными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневного участия в видео- играх.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке программ профилактики цифровой зависимости среди учащихся и студентов.
В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в анализе ретроспективной системы представлений женщин о ситуации насилия. Методом исследования стал качественный контентана лиз, базирующийся на идеографическом подходе. В качестве текста выступили аудиозаписи интервью с женщинами, обращавшимися в Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), преодолевшими ситуацию насилия; а также использовались личные контакты с бывшими жертвами насилия. Проанализировано 12 интервью. Показано, что в ретроспективную систему представлений женщин входят следующие элементы: виды домашнего насилия, которым они подвергались; переживаемые чувства; особенности восприятия себя и своей жизни; стратегии собственного поведения в ситуации домашнего насилия; представления о причинах принятия насилия. Данные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; они включают как образы прошлых событий, так и их рефлексивный анализ.
Рефлексивный анализ пережитой ситуации насилия способствовал идентификации насилия как такового и осмыслению его как недопустимого, а также более глубокой дифференциации своих чувств, поведения, причин долгого пребывания в ситуации насилия, что в конечном итоге способствовало принятию ответственности за себя и свою жизнь. Вместе с тем перенесенная психологическая травма продолжает оказывать влияние на женщин, что проявляется во взаимоотношениях прежде всего с мужчинами, в переживании негативных эмоций из-за того, что допустили жестокое отношение к себе в прошлом.
Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны специалистам в области психологии, социальной работы при проведении ими профилактической работы, а также при сопровождении женщин - жертв домашнего насилия.