Архив статей

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ (2025)
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Авторы: КЛЕПЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, ПОНОМАРЕНКО ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

В статье предложен обзор современных исследований проблемы влияния интернет-зависимости на формирование памяти в подростковом возрасте. Рассмотрены нейропсихологические исследования зарубежных и отечественных авторов с 2010 по 2024 г. в рамках нозологического подхода к изучению интернет-зависимости.

Научное исследование интернет-зависимости началось с изучения компьютерной игровой зависимости и рассматривалось как нехимическая аддикция в работах американских психиатров 80-90-х гг. XX в. - Айвена Голдберга, Кимберли Янг, Дэвида Гринфилда, К. Суррата. В рамках нозологического подхода В. Бреннер, Дж. Морахан-Мартин, К. Шерер, М. Орзак рассматривают интернет-зависимость как заболевание с определенным набором симптомов. Клиническая фиксация сверхувлеченности видеоиграми и виртуальной жизнью в социальных сетях как особой формой техногенной зависимости была внесена в DSM-V в 2013 г., в МКБ-11 - в 2022 г., а в Китае интернет-зависимость признана заболеванием с 2008 г.

В рамках нозологического подхода выделяются психопатологические, генетические, нейробиологические признаки интернет-зависимости. Особый акцент сделан на анализе исследований особенностей нейропрофиля подростков, играющих в компьютерные игры.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ, КРЕАТИВНОСТЬЮ И СПОСОБНОСТЬЮ К САМОРЕГУЛЯЦИИ (2025)
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Авторы: БАЗАНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

В статье рассматриваются психофизиологические предикторы склонности к интернет-зависимости (СИЗ) и их влияние на креативность и способность к саморегуляции. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью психологических механизмов, лежащих в основе СИЗ, а также ее негативным влиянием на эффективность обучения в высшей школе по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи СИЗ с психометрическими характеристиками успешности обучения, креативности и способности к саморегуляции в зависимости от факторов личности, экстернальности и интернальности локуса контроля.

В исследовании приняли участие 132 студента (55 женщин) старших курсов и аспирантов МФТИ и НГУ в возрасте от 21 до 44 лет, обучающихся по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Испытуемые проходили психологическое тестирование уровня СИЗ по шкалам использования в быту и в образовании; креативности по факторам беглости, пластичности, разработанности и оригинальности решения невербальной когнитивной задачи; способности к саморегуляции; пяти факторов личности и локуса контроля по факторам экстернальности и интернальности. Сравнение групп мужчин и женщин не выявило половых различий ни по одному психометрическому показателю. Поскольку в группе женщин уровень адаптивного интеллекта зависел от фазы нейрогормонального цикла, данные женщин были исключены из дальнейшего анализа. Корреляционный анализ данных мужчин установил отрицательную взаимосвязь СИЗ со способностью к саморегуляции по фактору «гибкость» и с уровнем креативности по фактору «оригинальность» решения когнитивных задач.

Сохранить в закладках