Одной из актуальных проблем современного здравоохранения является поиск способов реализации пациент-центрированного подхода к оказанию медицинской помощи населению, что связано с необходимостью трансформации традиционной авторитарной модели взаимоотношений врача и пациента, перехода ее в сотрудническую и партнерскую. Целью исследования стало выявление особенностей отношения к пациентам и представлений о коммуникативном с ними взаимодействии современных врачей общей практики с разным стажем профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие 222 врача-терапевта и врача общей практики, которые были разделены на три равночисленные группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в медицинских организациях поликлинического профиля: по 74 врача со стажем до одного года, от 10 до 15 лет и более 20 лет. Исследование осуществлялось с помощью теста социальных ориентаций Т. Лири, ранжирования качеств личности пациентов по степени их приоритетности во взаимодействии с врачом, методики коммуникативной направленности С. Л. Братченко, методики «Способность к самоуправлению в общении» (Н. П. Фетискин и др.).
Выявлено, что в настоящее время система представлений об идеальной модели взаимодействия врача и пациента претерпевает незначительные изменения в сторону приоритетности партнерских отношений. Статистически достоверные различия были выявлены между молодыми и опытными врачами в восприятии пациента как послушного и исполнительного, сотрудничающего и имеющего свою точку зрения на процесс лечения своего заболевания. Однако такое восприятие даже в группе начинающих врачей не определяет его реализацию на практике в силу отсутствия у большинства из них коммуникативной гибкости и способности управлять своим коммуникативным поведением.
Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ развития гибких коммуникативных навыков у современных врачей с целью достижения успешного внедрения в практику медицинской помощи партнерской модели взаимодействия врача и пациента.
В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в анализе ретроспективной системы представлений женщин о ситуации насилия. Методом исследования стал качественный контентана лиз, базирующийся на идеографическом подходе. В качестве текста выступили аудиозаписи интервью с женщинами, обращавшимися в Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), преодолевшими ситуацию насилия; а также использовались личные контакты с бывшими жертвами насилия. Проанализировано 12 интервью. Показано, что в ретроспективную систему представлений женщин входят следующие элементы: виды домашнего насилия, которым они подвергались; переживаемые чувства; особенности восприятия себя и своей жизни; стратегии собственного поведения в ситуации домашнего насилия; представления о причинах принятия насилия. Данные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; они включают как образы прошлых событий, так и их рефлексивный анализ.
Рефлексивный анализ пережитой ситуации насилия способствовал идентификации насилия как такового и осмыслению его как недопустимого, а также более глубокой дифференциации своих чувств, поведения, причин долгого пребывания в ситуации насилия, что в конечном итоге способствовало принятию ответственности за себя и свою жизнь. Вместе с тем перенесенная психологическая травма продолжает оказывать влияние на женщин, что проявляется во взаимоотношениях прежде всего с мужчинами, в переживании негативных эмоций из-за того, что допустили жестокое отношение к себе в прошлом.
Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны специалистам в области психологии, социальной работы при проведении ими профилактической работы, а также при сопровождении женщин - жертв домашнего насилия.