В статье проанализированы основные подходы к изучению аутоагрессии как психологического феномена, выявлены детерминанты возникновения аутоагрессивности подростков. Показано, что в основе проявления самоповреждающего поведения лежат социально-психологические факторы, которые непосредственно связаны с условиями жизнедеятельности семьи, с характером отношений в супружеской и детско-родительской подсистемах. Наиболее вероятными в контексте появления аутодеструктивного поведения у подростков являются ригидно-разобщенные семьи, поскольку суровые методы воспитания, строгие правила, жестко соблюдающийся принцип единоначалия, страх наказания формируют чувство отверженности и безысходности, которое в сочетании с гневом вызывает вину и депрессию.
В исследовании приняли участие 480 обучающихся 7-9-х классов московских школ. Сбор данных производился с использованием опросника «Ауто- и гетероагрессии» Е. П. Ильина, методики «Изучение склонности подростков к суицидальному поведению» М. В. Горской, опросника «Взаимодействие “родитель - ребенок”» И. М. Марковской, методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» П. В. Трояновской. У подростков с высокой аутоагрессией преобладает высокий уровень тревожности, фрустрац ии, импульсивности. Подтверждена связь между аспектами аутоагрессивного поведения подростков и взаимоотношений подростков с родителями. Аутоагрессивное поведение прояв ляют подростки, у которых не удовлетворены потребности в принятии и одобрении родителями, во внимании, эмоциональной близости. Анализ детско-родительских отношений показал, что основные дисфункции семейных отношений связаны с высокой эмоциональной дистанцией, низким уровнем сотрудничества, высокой конфликтностью. Родители подростков с аутоагрессивным поведением проявляют высокий контроль, авторитарность, жесткие меры психологического и физического воздействия, которые виктимизируют личность подростка. Среди факторов, которые препятствуют формированию аутоагрессивного поведения у подростка, следует выделить активную родительскую позицию, внимание, поддержку, вовлеченность в жизнь своего ребенка, обоюдное доверие, высокий уровень сплоченности семьи. Доказано, что удовлетворенность отношениями в семье выступает в качестве мощного защитного фактора от аутоагрессии у подростков.
Несмотря на активное внимание к семейной психологии, проблема психологической готовности к браку мужчин и женщин разных возрастов остается малоизученной. В связи с этим цель настоящего исследования - выявление возрастных и гендерных различий в психологической готовности к браку у мужчин и женщин в возрасте от 20 до 45 лет.
Эмпирическое исследование проводилось с начала 2020 по конец 2024 г. на базе высших учебных заведений, а также посредством социальных сетей. В исследовании приняли участие 415 респондентов: студенты и выпускники вузов, мужчины и женщины в возрасте от 20 до 45 лет, проживающие на территории Российской Федерации. Испытуемые были поделены по возрастному признаку от 20 до 30 лет и от 30 до 45 лет. Для изучения психологической готовности к вступлению в брак применялась методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Н. Волковой.
В возрастной группе от 20 до 30 лет статистически значимые различия между мужчинами и женщинами выявлены по следующим шкалам: «родительско-воспитательная» (ожидания и притязания), «эмоционально-психотерапевтическая» (ожидания), «внешней привлекательности» (ожидания). В группе от 30 до 45 лет статистически значимые гендерные различия выявлены по хозяйственно-бытовой (ожидания и притязания), родительско-воспитательной (ожидания и притязания) шкалам и шкале социальной активности (ожидания). Хотя обе возрастные группы демонстрируют готовность к созданию семьи, в течение жизни человека структура этого психологического явления меняется: усиливаются гендерные различия по хозяйственно-бытовой шкале и шкале социальной активности, при этом становятся статистически незначимыми различия по эмоционально-психотерапевтической шкале и шкале внешней привлекательности.
Результаты исследования могут быть использованы в семейном консультировании.
Эффективность интегрированного обучения детей с двигательной патологией определяется адекватностью условий среды с целью реализации потенциальных возможностей развития. В настоящее время важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды, специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Для реализации этой задачи используется целый комплекс мер, прежде всего тесное сотрудничество с родителями.
В статье рассматриваются современные исследования психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей. Обозначены работы, в которых психолого-педагогическое сопровождение направлено на систематизацию психологической помощи родителям обучающегося с двигательной патологией и его близкому окружению, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития с учетом психических и физических возможностей.