В какой степени искусственный интеллект (ИИ) служит повышению эффективности реализации государственной молодежной политики РФ в условиях технологического развития и цифровой трансформации? Новизна заключается в комплексном анализе уникальных механизмов внедрения ИИ в российскую систему молодежной политики с учетом национальных стратегических приоритетов, а также в выявлении персонализированных подходов к управлению человеческим капиталом молодежи посредством использования ИИ. По результатам анализа функционального потенциала ИИ, Стратегии государственной молодежной политики РФ до 2030 г., а также релевантных практик применения цифровых механик с системами ИИ в контексте реализации молодежной политики авторами выделены три ключевых направления имплементации ИИ-технологий: 1) разработка систем стратегического мониторинга и прогнозирования уязвимостей молодежи, 2) акселерация трансформационных процессов в сфере реализации молодежной политики через внедрение цифровых продуктов с элементами искусственного интеллекта, 3) оптимизация процессов вовлечения молодежи в общественную динамику, интенсификация гражданского участия. Приводятся примеры результативных национальных и зарубежных сценариев в указанных областях, предлагаются новые подходы к гармонизации стратегии молодежной политики посредством внедрения инновационных интеллектуальных технологий. Отмечаются существенные ограничения применения ИИ, включая этические коллизии и методологические сложности. Обозначены ключевые риски при разработке законодательных инициатив, направленных на регулирование использования ИИ в экосистеме управления человеческим капиталом молодежи, подчеркивается важность поиска баланса между стимулированием инноваций и защитой прав и свобод граждан в цифровой среде.
В центре внимания исследования - критерии и факторы оценки учащейся молодежью российских регионов содержания и основных направлений реализации государственной молодежной политики (ГМП) на федеральном и региональном уровнях. Авторами установлена степень их корреляции с критериями оценки данной политики, выделяемыми в научной литературе и официальных документах. Исследование базируется на результатах массового опроса и фокус-групп, проведенных среди школьников и студентов ссузов и вузов разных типов регионов Сибири (Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская и Томская области) в сентябре - декабре 2024 г. Отмечено отсутствие в сознании учащейся молодежи четкого представления о содержании ГМП, информации о ее программах и проектах, особенно региональных, что затрудняет для молодых людей оценку ее реализации. Если в официальных документах и исследовательской литературе преобладают количественные критерии эффективности молодежной политики, то для учащейся молодежи более важны выгоды от включения в ее реализацию, их соотношение с требуемыми затратами усилий, степень содействия ГМП формированию человеческого капитала, способного обеспечить молодым людям достойную жизнь в будущем, доступность и интересная подача информации о проектах и мероприятиях. В качестве факторов, влияющих на оценку школьниками и студентами эффективности реализации ГМП, выделены степень информированности молодежи, ее включенность в проекты и мероприятия ГМП, наличие интереса к данной теме, степень актуальности для них отдельных направлений ГМП, а также гендерные, возрастные характеристики респондентов и ситуация в регионе их проживания.