Архив статей

ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ АНКЛАВОВ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В СТОЛИЧНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: Шустов Александр Владимирович

После теракта в «Крокус Сити Холле», совершенного 22 марта 2024 г., иммиграция из азиатских стран СНГ оказалась одной из наиболее острых внешне- и внутриполитических проблем России. Ее значение многократно усиливается теми угрозами безопасности, которые создает использование мигрантов внешними силами в условиях СВО. Нарастание этих угроз породило целый ряд законодательных инициатив по ужесточению миграционной политики и ограничению притока самих мигрантов. Однако возникновение этой проблемы отнюдь не случайно, а теракт в «Крокус Сити» и целый ряд других подобных инцидентов, произошедших в 2024-2025 гг., лишь подчеркнули ее остроту. Не случайно и то, что большинство резонансных событий, связанных с мигрантами, отчетливо локализуется в столичном регионе России, который из-за большой емкости рынка труда является главным объектом их притяжения. Как следствие, вокруг столицы наметилось формирование мест концентрации мигрантов («этнических анклавов»), главным отличием которых от окружающих их территорий является гораздо более высокая численностью иноэтничного и инокультурного населения. Предпринята попытка вывить такие места на основе открытых источников, главным образом - материалов прессы, статистики МВД и переписей населения, а также проанализировать связанные с ними этнополитические риски. Результаты исследования показали, что возникновение анклавов связано с концентрацией трудовых мигрантов на территории локализации их работодателей. Вблизи нее мигранты предпочитают селиться сначала временно, а затем и постоянно. Из-за более высокой рождаемости и продолжающейся иммиграции в таких районах происходит смена национального состава населения, среди которого начинают преобладать доминирующие среди мигрантов этнические группы. Следствием появления анклавов является рост недовольства местного населения, межнациональной напряженности и увеличение числа конфликтных ситуаций, что приводит к нарастанию рисков дестабилизации этнополитической ситуации. Положение усугубляется продолжающимся в странах Центральной (Средней) Азии демографическим взрывом и узостью национальных рынков труда, что вынуждает их коренное население искать работу за рубежом, главным образом - в России и ее столичном регионе.

Сохранить в закладках
ДИВЕРГЕНЦИЯ ПРАВЯЩЕГО КЛАССА И ИГРЫ ПОЛИТИКОВ: ШТРИХИ К СОВРЕМЕННОЙ СТАДИИ ЭЛИТОГЕНЕЗА (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: Соловьев Александр Иванович

Современная стадия элитогенеза утверждает ведущую роль внутри элитарного соперничества в качестве источника общественных трансформаций. В этом смысле маневры и политические игры элитарных группировок являются наиболее мощными триггерами масштабных инноваций и политически целесообразных проектов в современных государствах. При этом актуальные формы осуществления правящими кругами своего функционала связаны не столько с институциональными, сколько с коалиционными формами политического доминирования, складывающимися на пересечении интересов различных элитарных групп, сочетания их статусных и неформальных связей. При этом неизменным остается преимущественный рост их управленческих компетенций по сравнению с населением, что создает предпосылки для усиления непрозрачности действий по принятию решений и распределению ресурсов. В этом контексте возникает исследовательская задача, предполагающая выяснение актуальных последствий этих тенденций, причем как для динамики самого правящего слоя, так и отношений государства и общества. Использование сетевых подходов и структурно-функциональных методов исследования позволяет констатировать, что уже сегодня коалиционные «игры» в правящем классе демонстрируют не только корректировку политических проектов или идейно-политические компромиссы при обновлении государственных стратегий, но и сигнализируют о структурном самообновлении правящих кругов, выводящих на историческую арену более автономные (пост)элитарные сообщества, контролирующие ключевые механизмы распределения ресурсов, но при этом утрачивающие ответственность перед обществом. Используемые ими неформальные методы влияния на цели государственной политики усиливают внутренние размежевания правящих кругов, одновременно повышая латентный характер разработки государственной политики и увеличивая дистанцию между государством и обществом.

Сохранить в закладках