Архив статей

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: ЛАГУТИН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ, ШЕНТЯКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

Современные мегаполисы представляют собой особые социально-экономические агломерации, в которых качество жизни, комфортная городская среда, развитие инфраструктуры, высокий уровень информационных технологий и доступность интернета создают привлекательный имидж территорий для молодого поколения. Особенности коммуникации и социализации городской среды современного мегаполиса определяются высоким уровнем цифровизации, скоростью и объемом информационных потоков. Все эти факторы влияют на ценностные ориентации и политические предпочтения молодых горожан. Актуальность исследования обусловлена влиянием цифровизации на процессы формирования политических норм, ценностей и моделей поведения у представителей молодого поколения. Цель исследования - выявление связи между ценностными предпочтениями молодежи, степенью их включенности в процессы сетевой коммуникации и цифровыми формами политического участия. Методологической основой исследования были выбраны ценностные концепции Р. Инглхарта, М. Рокича, теория гражданской культуры Г. А. Алмонда и С Верба, теория ценностных расколов С. М. Липсета - С. Роккана. Эмпирической базой исследования стали результаты онлайн-опроса молодежи крупных городов РФ. Многомерные методы анализа позволили выявить связь между моделью политического участия с использованием цифровых технологий и типами ценностных ориентаций городской молодежи. Результаты кластерного анализа выявили две политически активные группы, которые имеют разные идеологические и ценностные векторы деятельности. Основой размежеваний между двумя сегментами выступает ось с индивидуалистическими и коллективистскими полюсами, которые сочетаются с либеральными и консервативным ценностными приоритетами.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ: СТРАТЕГИИ, МЕХАНИЗМЫ И ПРАКТИКИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: СТРЕБКОВА КАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, МАЛЬЦЕВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, Федотов Даниил Андреевич

В какой степени искусственный интеллект (ИИ) служит повышению эффективности реализации государственной молодежной политики РФ в условиях технологического развития и цифровой трансформации? Новизна заключается в комплексном анализе уникальных механизмов внедрения ИИ в российскую систему молодежной политики с учетом национальных стратегических приоритетов, а также в выявлении персонализированных подходов к управлению человеческим капиталом молодежи посредством использования ИИ. По результатам анализа функционального потенциала ИИ, Стратегии государственной молодежной политики РФ до 2030 г., а также релевантных практик применения цифровых механик с системами ИИ в контексте реализации молодежной политики авторами выделены три ключевых направления имплементации ИИ-технологий: 1) разработка систем стратегического мониторинга и прогнозирования уязвимостей молодежи, 2) акселерация трансформационных процессов в сфере реализации молодежной политики через внедрение цифровых продуктов с элементами искусственного интеллекта, 3) оптимизация процессов вовлечения молодежи в общественную динамику, интенсификация гражданского участия. Приводятся примеры результативных национальных и зарубежных сценариев в указанных областях, предлагаются новые подходы к гармонизации стратегии молодежной политики посредством внедрения инновационных интеллектуальных технологий. Отмечаются существенные ограничения применения ИИ, включая этические коллизии и методологические сложности. Обозначены ключевые риски при разработке законодательных инициатив, направленных на регулирование использования ИИ в экосистеме управления человеческим капиталом молодежи, подчеркивается важность поиска баланса между стимулированием инноваций и защитой прав и свобод граждан в цифровой среде.

Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: Шашкова Ярослава Юрьевна, ИВАНОВ КИРИЛЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ, СЛЕПЧЕНКО АНАСТАСИЯ СЕМЕНОВНА

В центре внимания исследования - критерии и факторы оценки учащейся молодежью российских регионов содержания и основных направлений реализации государственной молодежной политики (ГМП) на федеральном и региональном уровнях. Авторами установлена степень их корреляции с критериями оценки данной политики, выделяемыми в научной литературе и официальных документах. Исследование базируется на результатах массового опроса и фокус-групп, проведенных среди школьников и студентов ссузов и вузов разных типов регионов Сибири (Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская и Томская области) в сентябре - декабре 2024 г. Отмечено отсутствие в сознании учащейся молодежи четкого представления о содержании ГМП, информации о ее программах и проектах, особенно региональных, что затрудняет для молодых людей оценку ее реализации. Если в официальных документах и исследовательской литературе преобладают количественные критерии эффективности молодежной политики, то для учащейся молодежи более важны выгоды от включения в ее реализацию, их соотношение с требуемыми затратами усилий, степень содействия ГМП формированию человеческого капитала, способного обеспечить молодым людям достойную жизнь в будущем, доступность и интересная подача информации о проектах и мероприятиях. В качестве факторов, влияющих на оценку школьниками и студентами эффективности реализации ГМП, выделены степень информированности молодежи, ее включенность в проекты и мероприятия ГМП, наличие интереса к данной теме, степень актуальности для них отдельных направлений ГМП, а также гендерные, возрастные характеристики респондентов и ситуация в регионе их проживания.

Сохранить в закладках
ДОВЕРИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ ИНСТИТУТАМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНОК МОЛОДЕЖИ «СТАРЫХ» И «НОВЫХ» РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: СМИРНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления процесса социальной и гражданской интеграции молодежи новых российских регионов. Ключевым фактором, оказывающим влияние на этот процесс, является уровень институционального доверия политическим институтам. На основе проведенного автором эмпирического исследования проводится сравнительный анализ особенностей институционального и межличностного доверия российской молодежи, проживающей в традиционных и новых регионах. Обоснован вывод о различном уровне институционального и межличностного доверия у молодых людей разных регионов. Молодые люди новых территорий демонстрируют более высокий уровень доверия федеральным органам власти, при этом данная группа также демонстрирует более высокий уровень межличностного доверия. По мнению автора, это обусловлено, с одной стороны, процессом присоединения к России, а с другой - длительным проживанием в «зоне» вооруженного конфликта, что способствовало развитию гражданских социальных связей с соседями и различными сообществами. Изучено влияние специальной военной операции (СВО) на уровень доверия молодых людей. В традиционных российских регионах СВО ведет к его снижению, в то время как в новых территориях подобного влияния не наблюдается. Определяющим уровень институционального и межличностного доверия для молодежи новых российских регионов является факт присоединения к РФ. Анализ особенностей и факторов институционального и межличностного доверия позволяет более эффективно выстраивать системную молодёжную и информационную политику в отношении жителей разных российских регионов.

Сохранить в закладках
ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОНЛАЙНПРОСТРАНСТВЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: ГРИШИН НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

В современной научной литературе в изучении формирования идентичности молодежи в онлайн-пространстве основное внимание исследователей привлекает проблематика виртуальной идентичности. Однако автором фокус внимания переносится на проблематику конструирования в онлайн-пространстве реальной идентичности. Методологической основой исследования является конструктивизм. Эмпирической основу исследования составили результаты экспертного онлайн-опроса, проведенного в форме нестандартизованного интервью в ноябре 2024 г. Для обработки результатов опроса применен метод дискурс-анализа. Целесообразность активной работы государства по конструированию идентичности молодежи с применением ресурсов Интернета не ставится экспертами под сомнение. Раскрыта специфика отдельных видов интернет-ресурсов, которые эксперты признают в качестве наиболее влиятельных на процесс формирования идентичностей молодых российских пользователей. Определены возможности развлекательных и игровых ресурсов в процессе формирования государственно-гражданской идентичности молодежи. Эксперты обращают внимание на недопустимость формального подхода при проведении политики конструирования идентичности в Интернете. Эффективное использование государством ресурсов Интернета для влияния на формирование идентичности молодежи возможно только при условии применения государством достаточно тонких методов работы. Результаты обработки экспертного опроса подтверждают сохранение методологического конфликта между теориями подкрепления и мобилизации в вопросах интерпретации влияния современных информационных технологий на политическое сознание и формирование идентичности граждан.

Сохранить в закладках
«ЗОНА БЕЗ ПОЛИТИКИ»: РОЛЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ STEAM И YOUTUBE (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: КАЗАНЦЕВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, Качусов Дмитрий Анатольевич

Цель исследования - выяснить, каким образом развлекательный контент влияет на политическую социализацию российской молодежи. В качестве эмпирической базы использованы данные массового опроса молодежи в четырех регионах России (Алтайский край, Томская область, Новосибирская область, Республика Алтай; объем выборки - 1257 респондентов), а также итоги нейросетевого анализа и контент-анализа пользовательских комментариев в Steam и YouTube. По результатам опроса в структуре политической социализации выявлены малочисленное «ядро» молодых пользователей (до 10 %), которое осознает политический подтекст развлекательного контента, и периферия (до 80 %), предпочитающая избегать политики, отрицающая ее влияние на свои ценности и установки и воспринимающая игры и видео исключительно как досуг. Нейросетевой анализ текста определил ключевые тематические кластеры (мегапеременные) в пользовательских дискуссиях: темы войны и мира, виртуального и реального, патриотизма и протеста, социальной справедливости и недоверия к властям. Установлены различия в характере дискурсов: на игровой платформе политика обсуждается более отвлеченно и по-философски, тогда как на видеохостинге дискурс значительно более политизирован (доминируют оценки текущей повестки, поляризация «ура-патриотов» vs. оппозиции). В заключение делается вывод о противоречивой роли развлекательного контента как особого канала политической социализации, он незаметно транслирует политические сюжеты, которые осознанно воспринимаются активным меньшинством молодежи и могут оказывать косвенное влияние на пассивное большинство. Полученные результаты отражают сегментацию молодежной аудитории и необходимость учета этой специфики при анализе влияния цифровой среды на формирование политической идентичности.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ ГЕЙМИФИКАЦИИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: Селезнева Антонина Владимировна, Рогач Николай Николаевич, БРАЙНЕС АННА АЛЕКСАНДРОВНА

Представлены результаты исследования актуального состояния политического образования и просвещения российской студенческой молодежи. Теоретической основой исследования является политико-психологический подход, в рамках которого политическое образование и просвещение рассматриваются как механизмы управляемой политической социализации. Эмпирическую базу исследования составляют материалы опроса проректоров российских вузов по воспитанию и молодежной политике и экспертного опроса среди ученых-исследователей и специалистов-практиков, проведенного в конце 2024 - начале 2025 г. Результаты исследования показывают, что существует потребность в формировании комплексного подхода к реализации образовательных и просветительских программ в вузах, а также в применении инновационных дидактических подходов к их реализации, основанных в том числе на технологиях геймификации.

Сохранить в закладках
БУДУЩЕЕ КАК ИГРА, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 2 (2025)
Авторы: БЕЛОВ СЕРГЕЙ ИГОРЕВИЧ, КУЗНЕЦОВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ

Для изучения образов будущего в сознании молодежи в контексте обращения к произведениям массовой культуры оправданно использование проективного подхода. Методология работы выстраивается на основе сочетания элементов сравнительного и структурного анализа. Сделан вывод о том, что одним из наиболее перспективных ресурсов изучения образа будущего в сознании молодежи являются видеоигры. Однако их применение в рамках исследований требует использования проективного подхода и высокого уровня нативности. Также желательно использовать кейсы сюжетных видеоигр с нелинейным алгоритмом прохождения. Допустимо использование и кейсов экшн-произведений, однако лишь в случае игр, обладающих развитым описанием игровой вселенной и ее ключевых персонажей, охватывающим, помимо прочего, описание интересов, ценностей, устремлений и целей действующих лиц.

Сохранить в закладках