Архив статей

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: ЛАГУТИН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ, ШЕНТЯКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

Современные мегаполисы представляют собой особые социально-экономические агломерации, в которых качество жизни, комфортная городская среда, развитие инфраструктуры, высокий уровень информационных технологий и доступность интернета создают привлекательный имидж территорий для молодого поколения. Особенности коммуникации и социализации городской среды современного мегаполиса определяются высоким уровнем цифровизации, скоростью и объемом информационных потоков. Все эти факторы влияют на ценностные ориентации и политические предпочтения молодых горожан. Актуальность исследования обусловлена влиянием цифровизации на процессы формирования политических норм, ценностей и моделей поведения у представителей молодого поколения. Цель исследования - выявление связи между ценностными предпочтениями молодежи, степенью их включенности в процессы сетевой коммуникации и цифровыми формами политического участия. Методологической основой исследования были выбраны ценностные концепции Р. Инглхарта, М. Рокича, теория гражданской культуры Г. А. Алмонда и С Верба, теория ценностных расколов С. М. Липсета - С. Роккана. Эмпирической базой исследования стали результаты онлайн-опроса молодежи крупных городов РФ. Многомерные методы анализа позволили выявить связь между моделью политического участия с использованием цифровых технологий и типами ценностных ориентаций городской молодежи. Результаты кластерного анализа выявили две политически активные группы, которые имеют разные идеологические и ценностные векторы деятельности. Основой размежеваний между двумя сегментами выступает ось с индивидуалистическими и коллективистскими полюсами, которые сочетаются с либеральными и консервативным ценностными приоритетами.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВОЙ ИМИДЖ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГУБЕРНАТОРОВ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: ГНЕДАШ АННА АЛЕКСАНДРОВНА, БИРЮЧЕВА ЕКАТЕРИНА ИЛЬИНИЧНА

В условиях активной цифровизации и медиатизации общественной политической жизни общества всё большее значение приобретают цифровые коммуникации между гражданами и представителями власти прежде всего с использованием социальных медиа. Цифровой имидж, а также его позиционирование становятся не второстепенным направлением деятельности политического актора, а основным, поскольку транслируемая ими информация, в том числе социально-политическая, напрямую влияет на восприятие гражданами окружающей действительности. Онлайн-пространство сегодня становится первичной площадкой для функционирования, позиционирования и выстраивания оценки восприятия политических субъектов гражданами - онлайн-пользователями, поскольку интернет-пространство признано в качестве социального института, наделенного всеми институциональными признаками и значениями. Цель данной работы состоит в исследовании имиджа и социально-политической деятельности российских губернаторов, вынужденных действовать в новых кризисных реалиях; в изучении процессов трансформации цифрового имиджа данных глав регионов; в оценке эффективности информационного освещения социально-политической деятельности губернаторов в цифровом пространстве в условиях СВО. Исследование было проведено с использованием следующих методов: контент-анализ, визуальный анализ и лингводискурсивный анализ. Эмпирической базой являются открытые данные восьми Telegram-каналов, принадлежащих российским губернаторам в период 2023 г.: «Настоящий Гладков», «AV БогомаZ», «Гусев», «Вениамин Кондратьев», «Роман Старовойт (эмодзи флага РФ)», «Аксёнов Z 82», «Василий Голубев», «РаZVожаев», включающих корпус текстов, видео- и фотоматериалов, а также все комментарии и «реакции», содержащиеся в данных аккаунтах за период июнь 2023 г. Основные результаты проведенного исследования заключаются в описании системы цифрового имиджа губернаторов, сталкивающихся с кризисными ситуациями, в определении направлений социально-политической деятельности, которые они продолжают развивать, несмотря на сложившиеся условия. Описанная исследовательская методика позволила выявить, как губернаторы российских регионов в нестандартных геополитических условиях конструируют свой цифровой имидж, какие социально-политические темы поднимают, как именно взаимодействуют с гражданами и проектируют информационное освещение своей деятельности в социальных медиа.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: МОРОЗОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

Оптимизация взаимодействия государства и граждан в условиях цифровой трансформации России требует комплексного подхода, выходящего за рамки технологических решений. Для системного анализа этой проблемы предложена и теоретически обоснована интегративная пятикомпонентная концептуальная модель, включающая технологическую инфраструктуру, институционально-правовое обеспечение, механизмы гражданского участия, информационную открытость и среду доверия. Апробация модели, основанная на серии экспертных фокус-групп с представителями власти, бизнеса и научного сообщества, выявила существенную асимметрию в развитии ее компонентов. При технологическом прогрессе фиксируются дефицит доверия к цифровым инициативам государства, скептицизм в отношении реального влияния механизмов электронного участия и слабость диалога между властью и обществом. Обоснован вывод, что эффективная оптимизация взаимодействия невозможна без фундаментальных изменений, направленных на построение доверия, обеспечение реального участия граждан, повышение прозрачности и совершенствование институтов. На основе анализа сформулированы практические рекомендации для государственной политики.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОЛИТИКЕ: УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: Соколов Александр Владимирович, Фролов Александр Альбертович, БАБАДЖАНЯН ПАПИК АРТУРОВИЧ

В настоящее время развитие цифровых технологий, которые коренным образом трансформируют различные аспекты человеческой активности, является одной из наиболее актуальных тем в науке и практике. Одной из таких технологий является искусственный интеллект (далее - ИИ) и нейросети, которые становятся все более значимыми инструментами в политической сфере. Трансформационные изменения, обусловленные интеграцией искусственного интеллекта, охватывают многие аспекты политической деятельности - начиная от планирования избирательных кампаний и заканчивая оптимальным управлением государственной машиной. Искусственный интеллект может предоставить возможность анализировать огромные массивы данных и уже активно применяется в различных странах, открывая новые перспективы для понимания социальных динамик. Проанализированы основные риски и потенциал внедрения технологий искусственного интеллекта в политическую сферу. Цель исследования - определение основных угроз и возможностей применения технологий искусственного интеллекта в современной российской политике. Методами сбора эмпирических данных стали глубинное интервью экспертов (32 эксперта, представители академического сообщества, специалисты в области IT-технологий, сотрудники органов власти, а также эксперты в области реализации и внедрения цифровых технологий) из 7 регионов страны, серия фокус-групп (5 фокус групп) среди представителей молодежи (18-35 лет), средний возраст (36-59 лет); старший (пенсионный) возраст (60 и более). В каждой фокус-группе участвовало 10 респондентов. По результатам исследования были выявлены основные угрозы и возможности применения технологий искусственного интеллекта в политической сфере.

Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И НОВАЦИИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: Баранов Николай Алексеевич

Стремительное развитие технологий служит поводом для осмысления их возможностей в различных сферах, в том числе политической, связанной с электоральными процессами. Так как избрание органов власти является важнейшей задачей ее легитимизации, актуальным становится вопрос о влиянии технологий искусственного интеллекта (ИИ) на эту важнейшую сферу деятельности. Цель работы - характеристика новаций и выявление возможностей при применении искусственного интеллекта в избирательном процессе. Источником статьи стали результаты экспертного опроса, отличительной особенностью которого является сопоставление результатов опроса экспертов - ведущих отечественных исследователей в области избирательных процессов - с позицией чат-бота NicbarBot. Метод сбора информации при проведении экспертного опроса - нестандартизованное интервью, метод обработки полученных первичных данных - дискурс-анализ. Со стороны искусственного интеллекта выявлена теоретическая проработанность вопросов, алгоритмизация ответов, политическая нейтральность, нацеленность на достижение положительных результатов электоральных новаций. В отличие от ИИ эксперты соизмеряют свои ответы с реальной политической ситуацией, готовностью общества к новациям, иногда прослеживается идеологический контекст в ответах и отсутствует идеализированное оптимистичное представление о возможных позитивных изменениях, которые могут привнести электоральные инновации. Сделан вывод об амбивалентности ИИ, которая связана как с выполнением полезных функций в избирательном процессе, так и с опасностью для общества, потому что человек еще не научился его контролировать. Возможности ИИ в электоральном процессе связаны с разнообразной деятельностью в период подготовки, проведения выборов и подсчета голосов, а также в деятельности органов управления выборами. Искусственный интеллект становится триггером электоральных новаций, направленность которых зависит от разработчиков и участников избирательного процесса.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ: СТРАТЕГИИ, МЕХАНИЗМЫ И ПРАКТИКИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: СТРЕБКОВА КАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, МАЛЬЦЕВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, Федотов Даниил Андреевич

В какой степени искусственный интеллект (ИИ) служит повышению эффективности реализации государственной молодежной политики РФ в условиях технологического развития и цифровой трансформации? Новизна заключается в комплексном анализе уникальных механизмов внедрения ИИ в российскую систему молодежной политики с учетом национальных стратегических приоритетов, а также в выявлении персонализированных подходов к управлению человеческим капиталом молодежи посредством использования ИИ. По результатам анализа функционального потенциала ИИ, Стратегии государственной молодежной политики РФ до 2030 г., а также релевантных практик применения цифровых механик с системами ИИ в контексте реализации молодежной политики авторами выделены три ключевых направления имплементации ИИ-технологий: 1) разработка систем стратегического мониторинга и прогнозирования уязвимостей молодежи, 2) акселерация трансформационных процессов в сфере реализации молодежной политики через внедрение цифровых продуктов с элементами искусственного интеллекта, 3) оптимизация процессов вовлечения молодежи в общественную динамику, интенсификация гражданского участия. Приводятся примеры результативных национальных и зарубежных сценариев в указанных областях, предлагаются новые подходы к гармонизации стратегии молодежной политики посредством внедрения инновационных интеллектуальных технологий. Отмечаются существенные ограничения применения ИИ, включая этические коллизии и методологические сложности. Обозначены ключевые риски при разработке законодательных инициатив, направленных на регулирование использования ИИ в экосистеме управления человеческим капиталом молодежи, подчеркивается важность поиска баланса между стимулированием инноваций и защитой прав и свобод граждан в цифровой среде.

Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕГУЛЯЦИИ СМИ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: АВАТКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, МИШИН ЛЕВ ДМИТРИЕВИЧ

Турецкая Республика за последнее десятилетие продемонстрировала значительный рост влияния на мировой арене, усиление амбиций в области информационной безопасности также не обошло стороной Турецкую Республику. Турция на данный момент находится в авангарде развития цифровых и информационных инициатив среди государств Ближнего Востока. Не последнее место в новостных сводках страны занимают и новости блокировки и актов активной регуляции интернет и традиционных СМИ, которые вызывают все большую озабоченность турецкого общества. Рассмотрены исторические предпосылки, правовая база, актуальное состояние и тенденции в подходах к обеспечению цифровой и информационной безопасности Турции, а также регулятивной функции государства по отношению к интернету и СМИ. В качестве методологической основы исследования был использован кейс-стади конкретных примеров, настроивших руководство Турции на непосредственное вовлечение в процессы регулирования информационного пространства и СМИ. Помимо этого, был проведен контент-анализ, подкрепленный изучением уставных документов основных регуляторных структур Турции. В ходе работы были также изучены ключевые статьи и монографии ведущих турецких ученых в области юриспруденции, информационной безопасности и истории информационного поля страны. Выявлено, что одной из основных причин усиления контроля за информационным пространством стала нацеленность ряда кибератак на окружение президента Р. Т. Эрдогана. Вместе с тем подчеркивается, что народные волнения последних лет стали дополнительным триггером для изменения подходов к обеспечению цифровой безопасности и регулированию СМИ.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ: ВЫЗОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦИФРОВЫЕ КОРИДОРЫ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: Давтян Ваге

Страны Южного Кавказа в настоящее время находятся в стадии становления цифрового суверенитета. Изучение политологического измерения феномена цифрового суверенитета позволило установить концептуальные рамки исследования, сводящиеся к определению уровня цифрового развития и суверенитета южно кавказских стран в условиях новых рисков и угроз региональной безопасности. Изучение институциональных основ развития цифровых инфраструктур в странах Южного Кавказа дало возможность оценить уроень их готовности к осуществлению цифровой трансформации. В этой связи особое внимание уделено вопросам законодательного регулирования цифровой отрасли. Выявлены стратегические подходы стран региона к перспективам цифрового развития и суверенитета, отраженные в официальных стратегических документах. Показано, что проистекающая на Южном Кавказе ожесточенная конкуренция между двумя ключевыми транспортно-логистическими стратегиями «Север - Юг» и «Восток - Запад» сказывается также на логике и географии проложения цифровых коридоров. В частности, многосторонняя интеграция в телекоммуникационные коридоры интернет-трафика рассматриваются нами в качестве ключевого вызова диверсификации путей обеспечения национальной цифровой безопасности и повышения цифрового суверенитета стран региона. В этой связи анализ логистической архитектуры цифровых коридоров на двух уровнях - региональном и макрорегиональном - позволил определить основные проблемы и перспективы цифровой интеграции на Южном Кавказе. Методология работы включает межстрановой сравнительный анализ, а также методы количественной оценки уровня цифровизации (индекс сетевой готовности, проникновение мобильного и фиксированного интернета и пр.).

Сохранить в закладках
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: УХОДЯЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ? (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: Кочетков Александр Павлович, МАМЫЧЕВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Процессы развития института государства и публично-властного управления могут вступать в противоречия. Авторами предложено рассмотреть ряд трансформационных процессов, которые получили в настоящий момент устойчивый характер и которые системно влияют на кардинальное изменение социальной роли и назначения государства и властно-управленческой деятельности. Методологическая основа исследования имеет преимущественно междисциплинарный характер, поскольку при рассмотрении цифровизации института «государство» берется за основу проблемное поле, а не дисциплинарные требования. В исследовании использовался дискурс-анализ аналитических и экспертных материалов, научных исследований, посвященных как общим вопросам цифровой трансформации публичной политики, так и отдельным проблемам цифровизации публично-властных институтов и практик. Обоснованно, что представления о формировании новой формы цифрового господства основываются на общественно-политическом мифе об универсальности и объективности разнообразных алгоритмических систем, согласно которому только инновационные цифровые технологии смогут обеспечить справедливость в обществе, социальное равенство, искоренить различные формы дискриминации и злоупотребления публичной властью. Также обоснована необходимость развития и усложнения общей концепции публичной власти и ее социотехнического назначения в цифровую эпоху. Доказано, что институт государства не только сохранится, но произойдет его усложнение, будет скорректировано его социотехническое назначение, повысится роль последнего при переходе к новому технологическому укладу.

Сохранить в закладках
СУВЕРЕНИТЕТ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: Володенков Сергей Владимирович, ФЕДОРЧЕНКО СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

В условиях глобальных технологических трансформаций цифровой коммуникационной сферы актуализируется проблема обеспечения цифрового суверенитета современного государства. Особо важное значение данная проблема имеет в сфере общественно-политических коммуникаций, характеризующейся значительным потенциалом воздействия на массовое сознание и трансформации традиционных духовно-нравственных и ценностно-смысловых основ жизнедеятельности государства и общества. Дополнительную значимость обозначенная проблема приобретает для России, находящейся в настоящее время в ситуации геополитического противостояния с коллективным Западом, многие страны которого являются технологически развитыми державами, претендующими на доминирующую роль в цифровом пространстве. Авторами изучены актуальные практики цифровизации в различных государствах мира, а также проведено международное экспертное исследование, на основе анализа результатов которого было сделано несколько ключевых выводов относительно содержания, структуры и степени универсальности моделей обеспечения суверенитета цифрового пространства общественно-политических коммуникаций. По итогам работы авторы приходят к выводу о том, что процессы суверенизации в современных государствах обладают национальной спецификой, что ставит вопрос о необходимости разработки модели цифровой суверенизации на основе национальных особенностей и в современной России. Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что цифровой суверенитет пространства общественно-политических коммуникаций представляет собой единую систему взаимосвязанных между собой инфраструктурных, коммуникационных, технологических, кадровых, компетентностных, управленческих и содержательных (ценностно-смысловых) компонентов, обеспечивающих в своем единстве, достигаемом при помощи национального законодательства и практик его реализации, независимое и успешное функционирование в национальных интересах общественно-политической сферы жизнедеятельности современного государства в цифровом пространстве. Выявленные в ходе исследования ключевые компоненты системы цифрового суверенитета национального пространства общественно-политических коммуникаций могут быть положены в основу разработки собственной модели цифровой суверенизации современной России.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В ОБСУЖДЕНИЯХ СОСЕДСКИХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ: МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛГОГРАДА (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: БАБКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

В условиях цифровизации общества соседская коммуникации все чаще перемещается в онлайн-пространство. Общение соседей на публичных площадках социальных сетей создает обширные архивы данных, которые могут быть использованы для политологических исследований. Эти данные открывают новые возможности для изучения политики на низовом уровне, групповых идентичностей, политического активизма и др. Тем не менее в настоящее время существует пробел в исследованиях, связанный с отсутствием комплексных методик, позволяющих анализировать соседские онлайн-сообщества в масштабе города, не ограничиваясь отдельными кейсами. Цель данной работы - устранить имеющийся пробел, предложив методику для выявления соседских онлайн-сообществ в масштабе города, используя данные социальной сети ВКонтакте. Опираясь на данную методику, осуществляется попытка выявления в обсуждениях соседских сообществ Волгограда массива публикаций, в которых встречаются политические категории. В работе подробно раскрывается процесс поиска соседских сообществ, а также уделяется внимание описанию предобработки текстовых данных. Предлагается механизм очистки корпуса от рекламных объявлений, которые представляли широкую долю публикаций, но в то же время выступали «шумом», препятствующим основной задаче исследования. Публикации с упоминанием политических категорий выявляются путем автоматической кодировки очищенного корпуса по группам ключевых слов с последующей перепроверкой. Массив, охватывающий 17 лет взаимодействия соседей, позволил определить путем использования инструментов тематического моделирования основные периоды развития соседских сообществ. Начиная от коротких неполитических сообщений в группах соседствующей молодежи и заканчивая установлением сложившегося политического репертуара: работа органов местного самоуправления; взаимодействие с представителями органов власти, преимущественно с исполнительными, по решению локальных проблематик; организация и участие в местных патриотических мероприятий. Эти данные позволили выявить наиболее активный по упоминанию тип соседских онлайн-сообществ: территориально общественные самоуправления, сообщества дольщиков и микрорайонные сообщества как новой, так и старой застройки.

Сохранить в закладках
СЕТЕВОЙ ДИСКУРС ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ МОДУСЫ (2025)
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Авторы: КОЗЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА, Рассадин Сергей Валентинович

Онлайн-сообщества в социальных сетях в последнее десятилетие стали важнейшим инструментом конструирования ценностной сферы. Представлено исследование проблемного поля контента популярных патриотических сообществ в социальной сети «ВКонтакте» - «Донецк / Луганск / Новороссия», «Николай Стариков», «История: Россия и мир» в аспекте их аксиологических модусов. Для каждого сообщества были выбраны публикации путем сплошной выгрузки данных за февраль 2021, 2022, 2024 гг., которые подверглись обработке при помощи аналитического комплекса «Концептоскоп»; по ключевым словам проводился контекстный анализ, а также анализ на основе графов. Исследование показало, что проблемное поле сообществ состоит из нескольких блоков: 1) исторический метанарратив, 2) Россия - Запад, 3) Украина, СВО, 4) внутренняя политика РФ, 5) природные красоты России. Авторы приходят к выводу, что с февраля 2022 г. проблемное поле контентов анализируемых сообществ существенно расширяется за счет темы Специальной военной операции (СВО), которая трактуется как акт защиты страны; актуализируется необходимость консолидации и мобилизации российского общества; положительное отношение к СВО становится критерием идентификации патриотических сил. В контенте за февраль 2024 г. структура проблемного поля сохраняется, однако усиливается риторика двойных стандартов Запада, педалируется идея многополярного мира и новой архитектуры международных отношений, а также прогрессирует дискурс героизации, патриотизма и традиционных ценностей, набирает силу идея очищения России от внутренних врагов. Проблемное поле сообществ опирается на ценности общей исторической памяти, идеи суверенности российского государства, уникальности российской цивилизации, консолидации русского мира, непреходящего характера традиционных ценностей, осуждения аксиологических оснований западного мира и принципов его организации. Успешное производство и продвижение патриотического контента анализируемых тематических онлайн-сообществ определяется использованием комплексного подхода, сочетающего исторический нарратив и актуальный событийный ряд, аналитические статьи и эмоционально-насыщенные материалы. Именно данный подход позволяет придать позитивные аксиологические модусы патриотизму и сделать его одним из ведущих факторов общественно-политической жизни.

Сохранить в закладках
назад вперёд