Рассматриваются вступительные статьи к документальной серии «Полярная звезда», в которой публиковались памятники публицистического, мемуарного, эпистолярного и иного наследия декабристов. Предметом анализа стали предисловия к томам, напечатанным в позднесоветский период. В них освещались биографии декабристов, давалась характеристика публикуемых текстов, иногда содержались серьезные источниковедческие наблюдения. Особое внимание обращено на вступительные статьи С. В. Житомирской и С. В. Мироненко к первому и второму томам сочинений и писем М. А. Фонвизина и к первому тому материалов о жизни и деятельности С. П. Трубецкого (автор – В. П. Павлова). Показано значение предисловий как историографических источников для изучения истории декабристоведения, значения цензурных условий и общей идеологической и историографической ситуации, роли личностного фактора – профессионализма и характера авторов, влияния редколлегии и главного редактора, академика М. В. Нечкиной.
Представлены итоги палинологического изучения отложений с двух позднесредневековых селищ чияликской культуры Ябалаклы 1 и 3, расположенных в лесостепной зоне на левобережье р. Дёма. Публикуемые результаты спорово-пыльцевого анализа для периода позднего Средневековья получены впервые. Всего изучено 32 пробы. В результате исследования выделено 26 репрезентативных спорово-пыльцевых спектров, отражающих изменение растительности непрерывной колонкой, охватывающей как поздний голоцен, так и более раннее время. Полученные данные спорово-пыльцевого состава отложений культурного слоя позволили охарактеризовать палеоландшафты и климат Южного Предуралья в XIII–XIV вв. (период функционирования этих археологических памятников).
Cтатья посвящена источниковедческому анализу главы «Гуай шэнь» (怪神 «Чудища и божества»), входящей в состав сочинения «Фэн су тун и» (風俗通義 «Проникновение в смысл веяний и обычаев»). Оно было написано Ин Шао (應劭, ум. до 204 г. н. э.) – мыслителем-конфуцианцем и государственным деятелем, жившим в конце правления империи Восточной Хань. Глава представляет собой собрание анекдотических сюжетов о столкновениях человека со сверхъестественным и затрагивает одну из мало освещенных в древнекитайских текстах тем – локальные культы эпохи Хань (漢, 202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Предпринята попытка определить источниковую базу главы, рассматриваются вопросы непрямого цитирования и параллельных сюжетов. Представлена классификация этих сюжетов, и охарактеризованы пути заимствования автором вошедших в нее историй.