В статье рассматриваются вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере развития педагогических компетенций; анализируются и обобщаются результаты практик повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования образовательных организаций ФСИН России; предлагаются варианты обновления системы непрерывного образования взрослых по актуальным вопросам воспитания и личностного развития.
Предметом статьи является анализ практики существующей системы повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы по проблемам организации воспитания и предложения по ее совершенствованию.
Цель исследования - формирование предложений по обновлению постдипломного обучения работников ведомственных структур и организаций.
Методами исследования стали анализ научной литературы и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах образовательных организаций ФСИН России.
Научная новизна заключается в рассмотрении предмета исследования под иным углом и предложении новых стратегий развития образовательной практики в ведомственных организациях. Теоретическая значимость исследования - в предложении модели педагогических компетенций работника ФСИН России, применимой в системе повышения квалификации; определении профессиональной деятельности сотрудников УИС в сфере воспитания как полисубъектной.
Практическое значение представленного материала заключается в актуализации повышения квалификации сотрудников по педагогике; акцентируется внимание на усилении воспитательной проблематики в дополнительных профессиональных программах.
Сделаны выводы о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению сотрудников УИС в системе дополнительного профессионального образования; предложены стратегии обновления системы непрерывного образования кадров УИС.
Конвоирование осужденных к лишению свободы - это сложный, системный и многогранный процесс в структуре исполнения и отбывания лишения свободы на определенный срок или пожизненно.
С 1 января 2025 г. вступил в действие принятый Минюстом России новый Порядок конвоирования осужденных к лишению свободы по плановым маршрутам, который во многом урегулировал и конкретизировал на подзаконном (ведомственном) уровне процесс конвоирования осужденных к лишению свободы. Особую конкретику получили права, обязанности осужденных и запреты, распространяющиеся на них. Новый Порядок не имеет грифа ограниченного пользования. Формально он открыт для применения и обсуждения специалистов, практиков, ученых и общественности, что является основанием для дальнейших научных исследований и расширения системы знаний о процедуре перемещения осужденных к лишению свободы.
Правоприменительная деятельность в процессе перемещения осужденных имеет свои особенности, но выражена незначительно. Эта деятельность в основном предстает в правоохранительной форме - издании правоприменительных актов дополнительного свойства (акты об изъятии запрещенных вещей и предметов, протокол о нарушении осужденным обязанностей и запретов, установленных в период конвоирования). Последние в свою очередь должны являться доказательственной базой в издании основных правоприменительных актов (постановлений о наложении дисциплинарных взысканий) в исправительных учреждениях. В связи с этим предлагаются соответствующие изменения и дополнения в УИК РФ.
Цель работы - проанализировать содержание нового Порядка, а также показать его влияние на дальнейшие научные исследования в указанной области и возможные перспективы правоприменительной деятельности. Методами исследования в данной научной статье являются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, формализации, конкретизации, сравнение и описание, а также историко-правовой метод. Выводы и результаты настоящей научной статьи определяются достижением ее целей.
Статья посвящена исследованию сущности религиозного экстремизма в местах лишения свободы. Важность исследования религиозного экстремизма в местах лишения свободы обусловлена ростом числа случаев радикализации среди осужденных. Это явление представляет серьезную угрозу как для безопасности внутри исправительных учреждений, так и для общества в целом. Основная проблема, рассматриваемая в работе, заключается в выявлении факторов, способствующих радикализации осужденных под влиянием экстремистских религиозных идеологий, а также анализе механизмов распространения и функционирования экстремистских религиозных групп в пенитенциарных учреждениях. В статье рассматриваются особенности проявления религиозного экстремизма в условиях изоляции, анализируются социально-психологические характеристики осужденных, склонных к восприятию экстремистских идей, и оценивается эффективность существующих мер противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций по совершенствованию профилактической работы в данной области. Также в статье затрагивается вопрос о необходимости выработки совместных действий государства, общественных организаций и самих исправительных учреждений для противодействия распространению экстремистской идеологии, так как только в этом случае можно обеспечить нормальное функционирование исправительных учреждений и добиться цели исправления осужденных.
В статье обоснована необходимость повышения эффективности контроля и надзора за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, а также отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Авторами рассматриваются правовые основы и практические аспекты межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при осуществлении контрольно-розыскной и профилактической работы. Проанализированы основные формы и методы совместной деятельности, выявлены проблемные вопросы организационного и правового характера.
На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а именно: по дальнейшему совершенствованию в части детализации механизмов информационного обмена и координации совместных действий; о недопустимости формального подхода к проведению совместных мероприятий; о недостаточном информационном и техническом обеспечении; об отсутствии системности в обмене информацией; о необходимости создания единых информационных баз данных; о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников; о необходимости разработки четких критериев оценки результативности совместной работы и др. Особое внимание уделено развитию организационных механизмов взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы через создание постоянно действующих координационных органов и внедрение единой системы планирования совместных мероприятий.