В статье рассмотрены вопросы, касающиеся создания единой информационной системы ФСИН России как одной из задач цифровой трансформации, обозначенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 No 1138-р. Раскрыты преимущества сквозной автоматизации основных процессов, осуществляемых ведомством, в отличие от так называемой лоскутной автоматизации деятельности, предполагающей создание отдельных, невзаимосвязанных сервисов и ресурсов под отдельные потребности. Обозначены принципы и способы создания ведомственной единой информационной системы. С учетом текущего состояния ведомственной ИТ-инфраструктуры предложен способ создания единой информационной системы в виде совокупности отдельных информационных систем как ее сервисов. Выделены и описаны основные этапы работы по созданию единой информационной системы ФСИН России на основе преобразования и доработки существующего ИТ-ландшафта. Подчеркнута важность централизованного управления всеми этапами разработки и внедрения единой информационной системы ФСИН России на основе перспективного планирования. Обоснована актуальность создания единой информационной системы и ее внедрения в деятельность УИС как основы цифровизации основных процессов ФСИН России, направленных на реализацию возложенных на ведомство функций и полномочий.
В статье рассматриваются основные аспекты цифровой грамотности и цифровой гигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы. Раскрывается содержание понятия «информационное общество» - общество, в котором субъекты профессиональной деятельности взаимодействуют с различной информацией, что, в свою очередь, позволяет видоизменять, трансформировать жизнь граждан, условия окружающей среды, формы труда человека, характер и качество межличностных профессиональных отношений. Произошедшие в XX веке и продолжающиеся качественные социально-экономические, глобализационные изменения в XXI веке послужили основой для повсеместного развития информационных технологий, что определяет, в свою очередь, уже новые знания, умения, навыки, компетенции, которые должны быть сформированы у специалистов различных отраслей при выполнении трудовых обязанностей, в динамике решения профессиональных задач. Среди таких параметров цифровой профессионально-личностной компетентности сегодня можно выделить умение работать с различными информационными системами и программными средствами, цифровая культура, цифровая грамотность, информационная (цифровая) гигиена и др. Проводится сопоставительный анализ понятий «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», «цифровая культура». Рассматриваются подходы к исследованию цифровой гигиены, приводятся некоторые рекомендации для безопасного взаимодействия в цифровом пространстве. Указывается на необходимость обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы вопросам соблюдения цифровой гигиены при взаимодействии с информационными системами и программными продуктами, приводятся примеры обучающих мероприятий. Сегодня цифровая грамотность, цифровая профессиональная компетентность, цифровая гигиена представляют собой необходимые профессионально значимые качества, способные повысить успешность и надежность служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В настоящее время цифровая трансформация задает ориентиры формирования профессиональной цифровой компетентности для специалистов и, соответственно, формата соблюдения цифровой гигиены при выполнении профессиональных задач в цифровом обществе.