Введение. Представленная статья посвящена актуальной проблеме, связанной с исторической ролью диаспорных сообществ в последовательной консолидации социального пространства Юга России. В традиционной контактной зоне с переходным фронтиром дифференцированные этнические группы, не имеющие автохтонного происхождения, формировали значимый опыт системной интеграции, обеспечивающей постоянное сохранение исходной идентичности. Региональные диаспоры традиционно находились в исследовательском фокусе отечественной и зарубежной науки, ориентированной в приоритетном порядке на комплексную реконструкцию национального своеобразия, не всегда представлявшую органичный фундамент для культурного консенсуса.
Материалы и методы. Источниковую базу представленного исследования сформировали как референтные результаты известных переписей российского населения, так и разнообразные нарративы официального и личного характера. Методологическую основу исследовательской практики образуют традиционные подходы, связанные с компаративным анализом социокультурного взаимодействия локальных сообществ. Значимые результаты были достигнуты и в результате осознанного применения междисциплинарных технологий, органично интегрирующих профильные методы этнической социологии, прикладной конфликтологии и микро-исторической эпистемологии.
Анализ. Миграционные потоки, стимулируемые геополитическими процессами, способствовали последовательному формированию на Юге России широкого круга этнических диаспор, постепенно вписывавшихся в региональные экономические, социальные, политические и культурные процессы. Естественный процесс пространственной и ментальной адаптации позволили сконструировать устойчивые механизмы внутреннего взаимодействия диаспорных структур и автохтонного населения, опирающиеся как на исторический опыт, так и на практическое восприятие динамичной общественной жизни. Практическое регулирование складывающихся взаимоотношений нередко осуществлялось властными структурами, использовавшими силовые методы и сформировавшими глубокие ментальные травмы, влияющие и на современное состояние межэтнических контактов.
Результаты. Значимую роль в рамках целенаправленной гармонизации диаспорного функционирования на Юге России играет превентивная медиация, опирающаяся как на проверенные стереотипы индивидуального и массового сознания, так и на актуальные результаты исследовательской практики отечественных специалистов.
Введение. Обращение к истории становления самостоятельной Кавказской и Черноморской епархии обусловлено изучением вопроса проблемы инкорпорации Северного Кавказа в состав Российской империи. В условиях отсутствия разветвленной системы органов административного контроля и затяжного военного конфликта в первой половине XIX в., шел процесс поиска платформы национальной идентичности, что позволяло не только снизить уровень эскалации конфликта, но и провести инкорпорацию Северного Кавказа в социокультурное пространство Российской империи.
Материалы и методы. Основным подходом исследования стала междисциплинарность, которая предполагает конструирование целостного научного знания о влиянии духовенства и православия на инкорпорацию региона в состав России. Историческая антропология дала возможность увидеть изучаемую проблему через судьбы и биографии отдельных исторических фигурантов. Помимо этого, в работе нашли применение традиционные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-типологический, ретроспективный. В основе проведенного исследования находятся материалы архивных фондов и обзорных статей Кавказских (Ставропольских) епархиальных ведомостей. Историография проблемы представлена работами В. А. Потто, Ф. А. Щербины, Г. Н. Прозрителева. И. К. Смолич исследовал организацию церковного управления и личность первого епископа Иеремии (Соловьева).
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что, находясь в меньшинстве по отношению к населяющему регион приверженцев ислама, старообрядцев, сектантов, православное население сумело создать основу духовного единения населения региона. Традиции православной культуры на Северном Кавказе стали основой этнокультурной идентичности, выступая для определенной части населения историко-культурным ориентиром.