Введение: в статье анализируются организационно-правовые особенности функционирования территорий с высоким уровнем концентрации научного и научно-технологического потенциала, вчастности инновационных научно-технологических центров, инновационного центра «Сколково» и федеральной территории «Сириус». Цель - определить оптимальную модель территориальной организации публичной власти для территорий с научным и научно-технологическим потенциалом в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и обеспечения реализации технологических факторов суверенитета Российской Федерации.
Методологическая основа: совокупность общенаучных (анализ, синтез, системно-структурный) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов познания.
Результаты: рассмотрены нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус наукоградов, инновационного центра «Сколково», инновационных научно-технологических центров и федеральной территории «Сириус», определены особенности, определяющие публично-правовой характер рассмотренных образований; проанализированы правовые акты органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в сфере обеспечения научно-технологического развития, выявлен стимулирующий характер правовых норм в контексте реализации научно-технологической политики федеральной территории.
Вывод: представляется перспективным распространение опыта функционирования федеральной территории «Сириус» как особой территориальной организации публичной власти в отношении иных территорий, обладающих научным и научно-технологическим потенциалом, в целях обеспечения реализации научно-технологического развития Российской Федерации.
Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.
Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).
Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.
Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».
Введение: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ научно-технологическое развитие находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 72 вопросы науки в целом относятся к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» основной круг полномочий в рассматриваемой сфере закреплен за федеральными органами государственной власти. Соответственно, встает вопрос о конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере определения и реализации направлений научно-технологического развития, в частности субъектов федерации. Цель - рассмотреть компоненты научно-технологического развития России, полномочий органов государственной власти в данной сфере и их правовое закрепление с учетом механизма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ.
Методологическая основа: совокупность методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы (исторический, сравнительно-правовой, системный).
Выводы и обобщения формулировались на основе логического метода исследования. Результаты: проведен анализ понятия, структурных компонентов и конституционно-правового регулирования научно-технологического развития России с учетом конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Выводы: с целью перспективного научно-технологического развития субъектов РФ, являющегося основой государственного строительства России в целом, сформулированы предложения по необходимости принятия нового федерального закона «О науке и государственной научно-технологической политике Российской Федерации» и конкретизации на его уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере научно-технологического развития, направленных на закрепление видов субъектов научно-технологической и научно-исследовательской деятельности и их взаимодействия между собой, с органами государственной власти РФ и институтами гражданского общества, а также на обеспечение их материально-финансовой поддержки и результативности деятельности.
Введение: статья посвящена обсуждению проблемных вопросов в сфере правового регулирования научно-технологического развития России, разработке нового закона о науке. Цель - рассмотреть некоторые концептуально-методологические проблемы, требующие своего решения в процессе обновления законодательства о науке.
Методологическая основа: совокупность общенаучных и частноправовых (формально-юридического, системно-структурного, правового мониторинга) методов познания.
Результаты: на отдельных примерах были проанализированы вопросы, которые предстоит рассмотреть в процессе разработки нового закона о науке, выработки единых подходов к его структуре и содержанию.
Выводы: решение вопроса о придании новому закону о науке, научно-технологическом развитии системообразующего значения потребует комплексной систематизации и классификации российского законодательства в этой области, в том числе выявления дефектов правового регулирования, унификации различных дефиниций, достижения терминологической четкости и ясности понятий в нормативно-правовых актах, их родового и видового соотношения.