Автор статьи ставит цель выделить особенности применения санкций в международном сообществе в контексте эволюции политического дискурса о санкционной политике. В своей работе автор опирается на концепцию «трех больших споров» исследователя Питера Валленстина, используя ее в оценке изменения политической ситуации вокруг использования санкций и причин, которые к ним приводят. В качестве основных примеров анализируются санкции как Лиги Наций и ООН, так и отдельных государств. Автор рассматривает изменение политических причин, приводящих к санкциям, а также превращение их в действующий политический инструмент, который активно используют в первую очередь международные организации. Анализируются вопросы эффективности и неэффективности санкций. Выводы, к которым приходит автор, свидетельствуют о том, что для успешной реализации санкционной политики необходима поддержка достаточно широкого числа государств. Таким образом в деле использования санкций против определенных государств роль международных организаций не оспорима. Развитие и формирование мировой политики и ее тенденции привносят новые причины для использования санкций. Не стоит также не учитывать ведущие мировые державы, которые достаточно активно используют санкционную политику в своих целях.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, цифровизация всех сфер общественной жизни создают не только условия для прогрессивного развития человечества, но и сопровождаются возникновением новых угроз в кибернетическом пространстве. В условиях небывалого научно-технического прогресса стремительно растут информационные потоки, одновременно увеличивается число вредоносных кибератак на информационную инфраструктуру стран. Для предотвращения и борьбы с кибернетическими угрозами некоторые государства обращаются к теории и практике концепции сдерживания. В статье исследуются подходы Соединенных Штатов к сдерживанию в кибернетическом пространстве. Авторами проанализирован понятийный аппарат, при этом кибернетическое пространство и информационное пространство рассматриваются как часть и целое. На основе анализа положений руководящих документов США по стратегическому планированию исследуется эволюция взглядов американской администрации на сдерживание в кибернетическом пространстве. Сделан вывод о том, что киберсдерживание стало одним из приоритетных направлений в оборонной политике США, в его основе лежит, комплексное использование всех инструментов государственной мощи (дипломатических, информационных, военных, экономических, финансовых, разведывательных, правовых), проведение наступательных киберопераций не только в военное, но и в мирное время, развитие междоменного сотрудничества с союзниками и партнерами, применение новых технологий искусственного интеллекта и квантовых вычислений. Исследованы концептуальные подходы американских ученых к проведению операций сдерживания в киберпространстве на различных этапах развития военного конфликта и применению публичной атрибуции кибератак. Рассмотрено влияние кибернетического сдерживания на международную информационную безопасность, национальную безопасность России.
В статье поставлена проблема защиты космических аппаратов и объектов космической инфраструктуры от угроз кибернетического воздействия. Проведен анализ источников кибернетических угроз космической деятельности, их влияния на критически важную инфраструктуру и военную безопасность государств, рассмотрены международно-правовые аспекты защиты космических информационных систем от кибернетического воздействия. Сделан вывод о том, что кибернетическое воздействие на космические объекты может серьезно подорвать экономическую и военную безопасность государств, нарушить их суверенитет, привести к военным конфликтам. Для парирования нарастающей кибернетической угрозы космической деятельности необходимы общие усилия государств всего мира, принятие международной конвенции о киберпреступности и кибербезопасности. Это требует активизации дипломатической деятельности России по обеспечению безопасности ее космической инфраструктуры и информационного суверенитета.