М. В. Ломоносов является одной из ключевых фигур в российских исследованиях отношений науки и религии в XVIII столетии. В тексте анализируется амбивалентная картина взаимодействий синодальной церкви и академического сообщества как «правды вѣры» и «правды академии», включавшая в себя как противоречия, так и глубокий диалог. Эти отношения получали в разные периоды отечественной истории целый спектр интерпретаций от «взаимоисключающего противостояния науки и мракобесия» до перспективы искреннего диалога «двух дщерей одного Всевышнего родителя». Показано стремление ряда авторов советского периода редуцировать мировоззрение «отца Московского университета», которому было очевидно, что «чем больше таинства ее разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце» к таким схематическим стереотипам как «атеист», «убежденный материалист» «последовательный сторонник естественнонаучного материализма», «деист», «механический материалист», чей «материализм был активным, воинствующим», исходя из клише о «непримиримости науки и религии». Постсоветские описания более корректны, обоснованно полагая, что «добрый и сущий христианин» может быть и «великим ученым-энциклопедистом».
Предлагаемая статья знакомит читателя с социально-философским анализом сущности и содержания правосознания, которое является одним из важных элементов современной правовой системы Российской Федерации. Настоящая статья может быть использована, как научный материал в качестве рекомендации докторантам, аспирантам, слушателям и студентам, обучающимся по различным направлениям (специальностям) и изучающим дисциплины, содержащие вопросы истории и философии науки и теории государства и права, а также преподавателям и специалистам, работающим в области философии и юриспруденции.
Актуальность обращения к проблемам формирования общественного единства обуславливается возрастающей ролью национальной идентичности, сплочения нации на современном этапе развития России. Несмотря на то, что в России созданы как правовые, так и организационные основы для формирования народного единства, на сегодняшний день существует большое количество вызовов и противоречий, которые, так или иначе, влияют на уровень сплоченности нации. Необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики при формировании общественного единства требует новых подходов для отражения существующих угроз. Цель исследования: используя социально-философскую методологию проанализировать сущность общественного единства, противоречия и вызовы национальной политики России как фактора формирования ее общественного единства в современных условиях. Установлено, что национальная политика как фактор общественного единства сталкиваясь с различными вызовами, требует правильного и грамотного проведения, осознания места и роли во всех сферах жизни общества.
XIX в. стал периодом в истории, когда впервые, согласно материалам лингвистического академического ресурса «Национальный корпус русского языка», в истории отечественной литературы появляются сотни текстов с лексемами «сектанты», «сектантство», «сектантский» и их производными. В таких социальных условиях начинаются попытки «невидимизации вѣры» целого ряда исповедальных сообществ, которые не хотят становиться объектов дискриминации и стигматизации со стороны властей и исследователей, изучающих и описывающих маркеры таких «отступников» («раскольников» и т. п.). Наряду с «обличительным» направлением исследований ряда авторов, работавших в русле т. н. «охранительного» направления в политике второй трети этого столетия, ведется поиск согласия между придворными, правовыми, публицистическими, церковными и научными элитами с целью формирования академической традиции объективного описания конфессиональных, этнических, этноконфессиональных и религиозных сообществ в стране, при этом конструировались новые религионимы с особыми денотатами и коннотатами, к примеру, «единоверие», «благочестивая греческаго закону церковь» и т. п. Статья излагает позицию социальной философии с ориентацией на подходы современного философского религиоведения.