Архив статей журнала
Статья посвящена изучению концептуальных предпосылок формирования манипулятивных стратегий в англоязычной интернет-рекламе спиртных напитков. Показано, что во многих случаях рекламные постеры алкогольной продукции представляют собой сложные лингвовизуальные комплексы, реализующие определенную эвфемистическую стратегию воздействия на целевую аудиторию. Мы полагаем, что мультимодальные интернет-постеры можно рассматривать как эвфемистический фрейм, конструируемый на основе концептуальной модели, которая объединяет переменные и константные элементы фрейма в единое целое. На настоящем этапе исследования можно утверждать, что ведущей концептуальной моделью следует признать концептуальную метонимию, которая в большинстве случаев актуализируется как на языковом, так и на графическом уровнях. Двухступенчатая реализация концептуальной метонимии позволяет представить рекламируемую продукции в максимально выгодном и привлекательном свете, формируя эвфемистический месседж всего фрейма.
Статья посвящена особенностям актуального использования современных генеративных языковых моделей для создания манипулятивных сообщений. Авторы исследовали, как нейросетевые алгоритмы могут быть применены в современном общественном дискурсе, активно трансформирующемся под влиянием технологий глубокого машинного обучения. Представлен аналитический обзор возможностей генеративных языковых моделей, таких как Claude и Gemini, в контексте медиалингвистики и их способности к порождению текстов с использованием суггестивных и семантических приемов. В рамках исследования реализован авторский эксперимент, направленный на изучение практической реализации манипулятивных техник в генерируемых текстах, а также их обратного анализа. Авторы выявили ключевые механизмы манипуляции, применяемые моделями, и предложили рекомендации для их этичного использования. Статья подчеркивает важность междисциплинарного подхода к контролю и разработке стандартов работы генеративных языковых моделей с целью минимизации общественной опасности и максимизации общественного блага. Также акцентировано внимание на необходимости повышения прозрачности алгоритмов, предотвращения социальной предвзятости в данных и внедрения механизмов обратной связи. Особое внимание уделено обучению пользователей критическому восприятию информации и развитию медиаграмотности, что становится ключевым фактором защиты от манипулятивных практик в условиях цифровой трансформации общества.
Данное исследование посвящено анализу когнитивной метафоры в парфюмерном дискурсе (включая рекламный дискурс) как способу манипулятивного воздействия на целевую аудиторию для возбуждения интереса потенциальных покупателей к парфюмерной продукции. Автор настоящего исследования рассматривает различные метафорические процессы, которые отражены в рекламных текстах о парфюмерии, парфюмерных блогах, а также в парфюмерных наименованиях в современном английском и французском языках. Целью автора статьи является исследование когнитивных механизмов языка, лежащих в основе воздействия на человеческое сознание. Рассматриваются разные виды когнитивной метафоры (ориентационная, структурная и онтологическая метафоры) для выявления наиболее успешного механизма воздействия на человека. Для анализа когнитивных метафор автор обращается к ряду референтных областей парфюмерии и приводит наиболее значимые примеры в данных областях. Также представлены примеры эвфемизации в парфюмерном дискурсе. Автор выделяет наиболее важные функции метафоры для подтверждения воздействия метафор на психоэмоциональную сферу человека. Выводы, приведенные в статье, важны для интерпретации мотивационных аспектов манипулятивного влияния на человека через языковую реализацию и образность.