Архив статей журнала

ЧЕРВА С. М. ПАМЯТНИКИ КОНГРЕГАЦИИ СВЯТОГО ДОМИНИКА ОРДЕНА БРАТЬЕВ-ПРОПОВЕДНИКОВ В РАГУЗЕ. КНИГА ПЕРВАЯ / ПЕР., ВСТУПИТ, СТ., КОММЕНТ. РЕ ЛЬЕ СЕФЕРОВИЧА. ЗАГРЕБ; ДУБРОВНИК, 2017. 384 С (2020)
Выпуск: Т. 81 № 1 (2020)
Авторы: Воробьева Ирина Геннадиевна

Рецензируемая книга о Конгрегации Ордена братьев-проповедников Дубровника (Рагуза) издана в 2017 г. к 800-летию образования доминиканского ордена в Европе. Том включает исследовательскую статью ведущего научного сотрудника Института исторических наук Хорватской академии наук и искусств в Дубровнике Релье Сеферовича и публикацию латинской рукописи «Памятники Конгрегации Святого Доминика Ордена братьев-проповедников в Рагузе», автором которой является Серафин Мариа Черва (1686–1759). Книга содержит важные свидетельства о религиозной жизни на Балканах в XIII–XIV вв. Российские медиевисты обнаруживают некоторые параллели в государственном устройстве Дубровника и русских городов, поэтому рецензируемая книга может пригодиться и в компаративистских исследованиях.

Сохранить в закладках
БЫЛ ЛИ ФЕОДАЛИЗМ В ШВЕЦИИ? (2020)
Выпуск: Т. 81 № 1 (2020)
Авторы: ЩЕГЛОВ АНДРЕЙ ДЖОЛИНАРДОВИЧ

Являлась ли Швеция феодальной страной? Специалисты, признающие наличие феодальных отношений в средневековой Швеции, основываются на различных концепциях феодального общества. Некоторые историки в качестве ключевого элемента феодализма рассматривают вассально-ленные связи, другие подчеркивают роль местных форм феодальной ренты, третьи акцентируют значимость делегирования судебных полномочий короны, четвертые – важность средневековых горизонтальных связей. При всех различиях подходы и точки зрения дополняют друг друга. Представляется уместным рассматривать средневековый шведский социум как локальный вариант феодального общества, принимая во внимание, в частности, такие важные черты, как вассально-ленные отношения, присутствие вотчин, наличие крестьянской ренты и роль замков как военных, фискальных и административных центров

Сохранить в закладках
СТАТУС ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНОГО ПРАВА НА ЧЕШСКИХ ЗЕМЛЯХ В СРЕДНИЕ ВЕКА (2021)
Выпуск: Т. 82 № 4 (2021)
Авторы: КРАФЛ П.

Развитие церковного права в средневековой Чехии можно разделить на несколько этапов. Для раннего этапа, периода существования Чешского княжества, типичным было применение к церкви принципа права собственности. Тот, кто основал храм, был его владельцем. Это ограничивало возможности епископа влиять на действия священника такого частного храма и следить за исполнением церковных канонов. Важным памятником, документирующим постепенное устранение нехристианских пережитков, являются Гнезненские указы чешского князя Бржетислава. В XII в. в скриптории в Оломоуце были изготовлены копии правовых сборников Бурхарда Вормсского и Иво Шартрского. Дальнейшим изменениям способствовала деятельность Пражского епископа Ондржея (1214–1224) по осуществлению в его диоцезе решений IV Латеранского собора и программы папства. XIII – первая половина XIV в. прошли под знаком внедрения новых принципов в жизнь общества: соблюдалась судебная неприкосновенность духовенства и церковного имущества, патронатное право заменило право частной церкви. Период со второй половины XIV до начала XV в. стал временем наибольшего влияния и значения церковного права. Частью программы гуситов был полный отказ от церковного права. После гуситской «революции» не произошло восстановления сложившегося ранее порядка, церковное право в общественном сознании было подчинено праву светскому

Сохранить в закладках
МУЧЕНИК СТЕФАН, БОГАТЫЙ СВЯТОЙ: (ИЗ ИСТОРИИ ЛИМОЖСКОГО СОБОРНОГО КАПИТУЛА В IX-XII ВЕКАХ) (2021)
Выпуск: Т. 82 № 1 (2021)
Авторы: Королев Александр Андреевич

Статья посвящена характерному для западноевропейского Средневековья явлению - использованию образа святого-покровителя в качестве «юридического лица». Святого представляли как обладателя имущественных и других прав, которыми на деле пользовалась церковная община. Чаще всего образ «святого-собственника» фигурировал в дарственных грамотах (как получатель дарения). В статье сделана попытка продемонстрировать на примере лиможского соборного капитула, как использование образа святого (в данном случае - мученика Стефана, которому был посвящен кафедральный собор) помогало реализовать имущественные права общины, формально такими правами не обладавшей. Документы, сохранившиеся в соборном картулярии, позволяют проследить развитие представлений о правах соборного капитула. В каролингских документах юридические права принадлежат «Лиможскому престолу» или «Лиможской церкви», т. е. локальной церковной организации во главе с епископом, обладающей единым штатом служителей и общим патримонием. В частных актах X-XI вв. руководящая роль епископа упоминается все реже, а получателем дарений и владельцем церковного имущества обычно именуется св. Стефан. Со временем в качестве равноправных участников сделок начинают упоминаться каноники (как группа лиц, а не община). Право каноников на доходы от подаренного имущества постепенно сменяется владельческими правами (для их обозначения используются разные термины). Несмотря на терминологию частноправовых актов, существование общины каноников так и не было формализовано, о чем свидетельствует папская привилегия 1105 г.: в ней подтверждаются владельческие права «Лиможской церкви», а каноники упомянуты только как группа церковных должностных лиц в подчинении у епископа. Важно, что каноники не стремились к обособлению от епископа и признавали его главенство. Этому во многом способствовали специфические местные условия, в том числе конкуренция с могущественным бенедиктинским аббатством св. Марциала. Прикрываясь образом св. Стефана, соборная община получила возможность обладать и распоряжаться имуществом, не претендуя при этом на формальную автономию.

Сохранить в закладках