Архив статей журнала
В обзоре рассмотрены две новые книги британских исследователей, посвященные почитанию святого Кутберта в Средние века и восприятию прошлого членами его общины, которая первоначально располагалась на острове Линдисфарн, позднее переместилась в Честер-ле-Стрит, а затем в Дарем. Автор первой рецензируемой монографии, историк Ч. Розье, рассматривает широкий круг текстов, связанных с восприятием и конструированием прошлого членами этой общины (с конца VII по первую треть XII в.). Несмотря на отдельные неточности, работа представляется удачным примером комплексного анализа локальной средневековой историографической традиции на большом временном промежутке и с использованием широкой источниковой базы. Вторая рецензируемая книга написана филологом К. Уайтхед и посвящена всей средневековой истории культа святого Кутберта (конец VII – XV в.). Исследовательница, с одной стороны, выявляет основные черты, характерные для «кутбертовской» аскетической традиции, с другой – показывает многогранный образ святого, менявшийся в зависимости от исторического и географического контекста
В статье (на основе изучения манориальной документации по преимуществу XIII-XIV вв.) обобщаются формы передачи имущества в среде средневекового английского крестьянства через манориальную курию. Показано, что, поскольку вилланы и копигольдеры как зависимые слои населения, не могли составлять завещаний, в повседневной жизни они были вынуждены прибегать к особым формам «наследования» движимого и - особенно - недвижимого имущества. В частности, согласно обычаю, практиковались так называемые передачи земли (через «руки лорда» в курии манора) с письменной фиксацией условий держания в договоре с последующим принесением держателем феодальной присяги лорду и выплатой им вступного файна. К числу таковых относились: «сдача» земли в курии по истечении сроков копий или после смерти держателя; оформление вдовьей доли; фиксация имущества в случаях возникающей срочной необходимости (болезнь, долговые обязательства, голод и пр.); передачи «из милосердия» чужим лицам; передачи, связанные с изменением статуса земли, и некоторые другие. Особенное внимание уделено так называемым устным передачам имущества на смертном одре в присутствии свидетелей с последующей их письменной фиксацией в манориальной курии.
В статье рассматривается проблема греко-английских взаимоотношений в XV в., обусловленных турецкими завоеваниями и гибелью империи ромеев. Палеологовские дипломаты пытались вовлечь в борьбу с османами даже тех правителей, которые не имели оснований опасаться турецкого оружия. В ходе переговоров с ними акцент делался на избавлении христианства от его попрания иноверцами. В начале XV в. византийский император Мануил II посетил Англию в надежде получить военную помощь. Однако переговоры происходили в неблагоприятное для королевства время. Война в Шотландии, крупнейшее восстание в Уэльсе и проблемы в Ирландии стали причиной того, что король ограничился предоставлением императору денежных субсидий. Несмотря на то, что вопрос спасения христиан Востока находился на периферии английской политики, духовные и светские власти королевства все же откликались на призывы Святого Престола. В Англии периодически проводились компании по сбору средств для крестовых походов, а после падения Константинополя греческие беженцы прибывали в королевство за деньгами на выкуп пленников. Таким образом, в XV в. крестоносная идея поддерживалась в Англии преимущественно финансовыми ресурсами.