Архив статей журнала

КЛИРИКИ И МИРЯНЕ В РИМЕ IV-VI ВВ. ПО "КНИГЕ ПАП" (2021)
Выпуск: Т. 82 № 4 (2021)
Авторы: Аникьев Илья Игоревич

В статье поднимается вопрос о существовании в Риме в VI в. городского духовенства как особой общности, отличной от папского окружения. Автор доказывает, что сборник папских биографий, известных как «Книга пап» (Liber Pontificalis), отражает взгляды и особенности социальных представлений этой общности. Среди них: противопоставление себя не только мирянам, но и другим общностям, таким как монашество; защита своих прав и привилегий посредством создания системы ритуалов, соблюдение внутренней иерархии духовенства и конструирования собственной картины церковной истории

Сохранить в закладках
BANNIARD M. VIVA VOCE: COMUNICAZIONE SCRITTA E COMUNICAZIONE ORALE NELL’OCCIDENTE LATINO DAL IV AL IX SECOLO / EDIZIONE ITALIANA CON UNA RETRACTATIO DELL’AUTORE, A CURA DI L. CRISTANTE E F. ROMANINI, CON LA COLLABORZIONE DI J. GESIOT E V. VERONESI. TRIESTE: EDIZIONE UNIVERSITà DI TRIESTE, 2020. XVIII, 716 P. (POLYMNIA: STUDI DI FILOLOGIA CLASSICA; 25). БАНЬЯР М. ЖИВАЯ РЕЧЬ: ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА ЛАТИНСКОМ ЗАПАДЕ С IV ПО IX ВЕК / ИТАЛ. ИЗД. С ДОПОЛНЕНИЯМИ АВТОРА; ПОД РЕД. Л. КРИСТИАНИ И Ф. РО (2021)
Выпуск: Т. 82 № 3 (2021)
Авторы: Аникьев Илья Игоревич, Филиппов Игорь Святославович

Рецензируемая монография представляет собой переиздание этой книги, вышедшее в свет на французском языке в 1992 г., дополненное автором с учетом новейших исследований. Она содержит богатый материал по истории латинского языка Поздней Античности и Раннего Средневековья и формирования на его основе западно-романских языков, но не является систематическим изложением фактов, характеризующих этот процесс. Перед нами исследование одного из важнейших его аспектов: соотношения в эту эпоху литературного латинского языка, с одной стороны, и разговорного – с другой. Анализируя самые разные источники (трактаты, проповеди, жития святых, хроники, акты церковных соборов, в меньшей мере документы и надписи), автор приходит к выводу, что до конца VIII в., в Италии – до конца IX в. и даже позднее, сохранялось определенное единство между языком образованной элиты и языком плохо или вовсе не образованного населения, что обеспечивало вертикальную коммуникацию между этими социальными группами. Сохранялась и возможность коммуникации на одном языке во всем ареале романской части Европы. Эти выводы очень важны для осмысления социокультурных процессов данной эпохи и информативности дошедших до нас источников. Критически воспринимая некоторые выводы, содержащиеся в данной книге, авторы рецензии оценивают ее очень высоко.

Сохранить в закладках
КУДА ИСЧЕЗЛИ РИМЛЯНЕ ПОСЛЕ 476 ГОДА? (2021)
Выпуск: Т. 82 № 2 (2021)
Авторы: Филиппов Игорь Святославович

Статья посвящена вопросу о том, почему в современной историографии так мало говорится о судьбе римского общества и римлян как этноса и носителей определенного языка и определенной культуры после падения Западной Римской империи, когда римляне утратили свою государственность. Под этим углом зрения рассматривается ситуация в основных национальных школах медиевистики: немецкой, французской, итальянской, испанской, английской, американской, недавно оформившейся австрийской и в российской школе, которой уделено особое внимание. Применительно к каждой из них автор исследует научные традиции, обусловившие такое положение вещей, а также влияния на историографию, идущие из общественной жизни. В заключении к статье предлагаются возможные пути изучения римского общества после 476 г., с учетом состояния источников и реалий раннесредневековой истории.

Сохранить в закладках