Архив статей журнала

КЛИРИКИ И МИРЯНЕ В РИМЕ IV-VI ВВ. ПО "КНИГЕ ПАП" (2021)
Выпуск: Т. 82 № 4 (2021)
Авторы: Аникьев Илья Игоревич

В статье поднимается вопрос о существовании в Риме в VI в. городского духовенства как особой общности, отличной от папского окружения. Автор доказывает, что сборник папских биографий, известных как «Книга пап» (Liber Pontificalis), отражает взгляды и особенности социальных представлений этой общности. Среди них: противопоставление себя не только мирянам, но и другим общностям, таким как монашество; защита своих прав и привилегий посредством создания системы ритуалов, соблюдение внутренней иерархии духовенства и конструирования собственной картины церковной истории

Сохранить в закладках
НОВЫЕ РАБОТЫ О КУЛЬТЕ СВЯТОГО КУТБЕРТА И ИСТОРИИ ЕГО ОБЩИНЫ. ROZIER C. WRITING HISTORY IN THE COMMUNITY OF ST CUTHBERT, C. 700-1130: FROM BEDE TO SYMEON OF DURHAM. WOODBRIDGE, 2020. XII, 240 P. (WRITING HISTORY IN THE MIDDLE AGES; VOL. 7). РОЗЬЕ Ч. ИСТОРИОПИСАНИЕ В ОБЩИНЕ СВЯТОГО КУТБЕРТА, ОКОЛО 700-1130 ГГ.: ОТ БЕДЫ ДО СИМЕОНА ДАРЕМСКОГО. ВУДБРИДЖ, 2020. XII, 240 С. (СЕР.: "ИСТОРИОПИСАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА"; Т. 7). WHITEHEAD C. THE AFTERLIFE OF ST CUTHBERT: PLACE, TEXTS AND ASCETIC TRADITION, 690-1500. CAMB (2021)
Выпуск: Т. 82 № 3 (2021)
Авторы: Мереминский Станислав Григорьевич

В обзоре рассмотрены две новые книги британских исследователей, посвященные почитанию святого Кутберта в Средние века и восприятию прошлого членами его общины, которая первоначально располагалась на острове Линдисфарн, позднее переместилась в Честер-ле-Стрит, а затем в Дарем. Автор первой рецензируемой монографии, историк Ч. Розье, рассматривает широкий круг текстов, связанных с восприятием и конструированием прошлого членами этой общины (с конца VII по первую треть XII в.). Несмотря на отдельные неточности, работа представляется удачным примером комплексного анализа локальной средневековой историографической традиции на большом временном промежутке и с использованием широкой источниковой базы. Вторая рецензируемая книга написана филологом К. Уайтхед и посвящена всей средневековой истории культа святого Кутберта (конец VII – XV в.). Исследовательница, с одной стороны, выявляет основные черты, характерные для «кутбертовской» аскетической традиции, с другой – показывает многогранный образ святого, менявшийся в зависимости от исторического и географического контекста

Сохранить в закладках
МУЧЕНИК СТЕФАН, БОГАТЫЙ СВЯТОЙ: (ИЗ ИСТОРИИ ЛИМОЖСКОГО СОБОРНОГО КАПИТУЛА В IX-XII ВЕКАХ) (2021)
Выпуск: Т. 82 № 1 (2021)
Авторы: Королев Александр Андреевич

Статья посвящена характерному для западноевропейского Средневековья явлению - использованию образа святого-покровителя в качестве «юридического лица». Святого представляли как обладателя имущественных и других прав, которыми на деле пользовалась церковная община. Чаще всего образ «святого-собственника» фигурировал в дарственных грамотах (как получатель дарения). В статье сделана попытка продемонстрировать на примере лиможского соборного капитула, как использование образа святого (в данном случае - мученика Стефана, которому был посвящен кафедральный собор) помогало реализовать имущественные права общины, формально такими правами не обладавшей. Документы, сохранившиеся в соборном картулярии, позволяют проследить развитие представлений о правах соборного капитула. В каролингских документах юридические права принадлежат «Лиможскому престолу» или «Лиможской церкви», т. е. локальной церковной организации во главе с епископом, обладающей единым штатом служителей и общим патримонием. В частных актах X-XI вв. руководящая роль епископа упоминается все реже, а получателем дарений и владельцем церковного имущества обычно именуется св. Стефан. Со временем в качестве равноправных участников сделок начинают упоминаться каноники (как группа лиц, а не община). Право каноников на доходы от подаренного имущества постепенно сменяется владельческими правами (для их обозначения используются разные термины). Несмотря на терминологию частноправовых актов, существование общины каноников так и не было формализовано, о чем свидетельствует папская привилегия 1105 г.: в ней подтверждаются владельческие права «Лиможской церкви», а каноники упомянуты только как группа церковных должностных лиц в подчинении у епископа. Важно, что каноники не стремились к обособлению от епископа и признавали его главенство. Этому во многом способствовали специфические местные условия, в том числе конкуренция с могущественным бенедиктинским аббатством св. Марциала. Прикрываясь образом св. Стефана, соборная община получила возможность обладать и распоряжаться имуществом, не претендуя при этом на формальную автономию.

Сохранить в закладках