Архив статей журнала
В статье исследуются взаимосвязи между тремя памятниками историописания: «Деяниями датчан» Саксона Грамматика (ок. 1208/1206 г.), анонимной «Историей похода датчан в Иерусалим» (до 1202 г.) и привилегией Лундскому кафедральному собору (1186 г.). Текстологический анализ показал, что во всех этих источниках датский король Кнут VI (1182–1202) сопоставляется со своими предками-соименниками. Каждое такое сопоставление служит прославлению датского короля и легитимации его власти. Статья призвана показать, что на первый взгляд независимые друг от друга тексты в действительности образуют единое идеологическое поле.
Статья посвящена шотландскому индологу Джеймсу Тоду (1782-1835), открывшему для европейской публики историю и культуру раджпутов - военно-феодального сословия Западной, Северной и Центральной Индии. Книга нанесла удар по двум стереотипам, уже утвердившимся в индологии и массовом европейском восприятии Индии. Первый из них прокламировал «антиисторизм» индийской культуры, второй, даже в противовес популярному в Европе медиевализму, рассматривал историю Индии после падения древних царств исключительно как упадок и деградацию, отказывая стране в способности к самостоятельному развитию. Сочинение приобрело широкую известность и подверглось сокрушительной критике, особенно в связи с выводом автора о феодальном характере раджпутского общества. Категорическое неприятие данной концепции было связано с социальной практикой и идеологией британского колониализма, не готового увидеть в туземцах аналог благородных рыцарей средневековой Европы. Индийские читатели, напротив, приняли книгу Тода с восторгом; переведенная на местные языки, она стала одним из источников формирования исторического дискурса в индийском просветительстве и формировавшемся национализме.
«Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного традиционно служит базовым источником по истории Британии VI-VIII вв., в том числе и в изучении распространения христианства в этот период среди германоязычного населения острова - англов, саксов и ютов. Согласно Беде, ключевую роль в этом процессе играли Августин, Павлин и другие миссионеры, направленные в Британию папой Римским Григорием I Великим. Напротив, бриттские священнослужители отказывались проповедовать своим английским соседям и вступили в конфронтацию с римскими миссионерами. У Беды они предстают своего рода аналогом новозаветных иудеев, отказавшихся принять Христа. Однако анализ иных источников (включая данные археологии и ономастики) свидетельствует, что по крайней мере в некоторых регионах (Кент, Западный Мидленд) существовал континуитет церковной жизни, несмотря на изменение этнического состава населения. В случае с Нортумбрией альтернативой рассказу Беды служат валлийские сочинения «История бриттов» и «Анналы Камбрии». Согласно им, короля Эдвине крестил не римлянин Павлин, а бритт Рун, сын Уриена, короля Регеда. Участие бриттов в начальном этапе христианизации Нортумбрии подтверждает анализ фигуры диакона Иакова, который, согласно Беде, был помощником Павлина. Его имя указывает на то, что он почти наверняка был не выходцем из континентальной Европы или англичанином, а бриттом. Центром его церковного служения был Каттерик, который в валлийской поэзии был связан с фигурой короля Уриена. Таким образом, Иаков либо принадлежал к правящему дому Регеда, либо пользовался его покровительством. Молчание Беды о связях Нортумбрии и Регеда не могло быть случайным. В статье ставится вопрос об опасности, которую для современного исследователя таит недостаточно критическое восприятие образов прошлого, заимствованных даже у самых авторитетных средневековых авторов.