Архив статей журнала
Цель - оценка обеспеченности транспортной сетью муниципальных районов Чеченской Республики для развития туризма и рекреации. Материалы и методы. С использованием статистических материалов Росстата, с помощью коэффициентного подхода выполнена оценка обеспеченности транспортной сетью Чеченской Республики. С использованием ГИС-технологий проведена оценка плотности автодорожной сети в муниципальных районах и составлена карта. Результаты и обсуждение. Результаты расчетов показателей транспортной освоенности (плотность путей сообщения, коэффициенты Энгеля, Гольца) и их сравнительная оценка с регионами Северо-Кавказского федерального округа выявили, что значения оцениваемых параметров близки к средним по округу. По результатам расчетов плотности дорожной сети, все муниципальные районы объединены в пять групп: от низкой обеспеченности до высокой. Для каждой группы районов указаны наиболее значимые объекты туризма и рекреации и обоснованы приоритетные виды туризма. Доля районов с максимально развитой транспортной сетью составляет 21,5%. Это наиболее густонаселенные и освоенные районы. Значительная часть территории (66,8 %), охватывающая полупустынную и горную зоны, слабо обеспечена транспортной сетью. Выводы. Особо остро проблема обеспеченности дорожной сетью характерна для высокогорных районов. С точки зрения развития туристско-рекреационной отрасли они представляют значительный интерес, поскольку здесь сосредоточены уникальные объекты природного и культурного наследия. Дальнейший процесс модернизации транспортной инфраструктуры будет стимулировать развитие туристско-рекреационной сферы и смежных отраслей.
Цель - определение значимости водных объектов для инситных объектов геологического наследия (геосайтов) конкретной территории и апробация новой методики ее оценки. Материалы и методы. В основу работы положены результаты полевого изучения геосайтов и сопряженных с ними водных объектов в бассейне р. Белой на Западном Кавказе. Предлагаемая методика имеет в своей основе параметрически-балльную оценку. Результаты и обсуждение. Двадцать геосайтов изученной территории сопряжены с водными объектами (реками и ручьями, водопадами, озерами и прудами, ледниками и снежниками). Первые заметно различаются по насыщенности вторыми. Она значительна в пяти геосайтах, а в семи - недостаточна. Концентрация озер с высокими эстетическими свойствами и своеобразной доступностью на Лагонакском нагорье повышает значимость этого геосайта. Полученные результаты важны для более полного истолкования геологического наследия, а также определения значения геосайтов для использования в целях науки, образования и туризма. Выводы. Водные объекты повышают ценность геосайтов. Их наличие позволяет устанавливать в геосайтах соответствующий тип геологического наследия и делает их эстетически привлекательными. В свете проведенного исследования перспективным видится дальнейшее изучение сопряженности геосайтов с различными негеологическими объектами природной среды и их физико-географическое истолкование в целом.
Цель исследования - выявление наиболее острых проблем, связанных с рекреационным природопользованием приморских туристических территорий, и разработка рекомендаций по их решению или смягчению. Материалы и методы. Исследование охватывает наиболее популярные приморские территории России. Использован сравнительно-описательный метод, SWOT-анализ, метод дедукции для отражения его результатов, проведена оценка рекреационной емкости береговой зоны. Результаты и обсуждение. Развитие туризма в приморских регионах сдерживается несовершенством законодательства, опасными природными явлениями, неэффективным управлением, конфликтами природопользования в целом. Эффективное стратегическое планирование, в частности, развитие новых видов туризма способствует перераспределению туристических потоков в пространстве и во времени, что позволит снизить нагрузку на природные ландшафты и инфраструктуру. Необходимы конкретные меры законодательной поддержки новых видов туризма. Выводы. Для предотвращения негативных последствий ожидаемого роста туристического потока рекомендуется использовать механизмы стратегического планирования: комплексные оценки рекреационного потенциала, мониторинг антропогенной нагрузки, совершенствование нормативно-правовой базы.