Архив статей журнала
Цель - оценка обеспеченности транспортной сетью муниципальных районов Чеченской Республики для развития туризма и рекреации. Материалы и методы. С использованием статистических материалов Росстата, с помощью коэффициентного подхода выполнена оценка обеспеченности транспортной сетью Чеченской Республики. С использованием ГИС-технологий проведена оценка плотности автодорожной сети в муниципальных районах и составлена карта. Результаты и обсуждение. Результаты расчетов показателей транспортной освоенности (плотность путей сообщения, коэффициенты Энгеля, Гольца) и их сравнительная оценка с регионами Северо-Кавказского федерального округа выявили, что значения оцениваемых параметров близки к средним по округу. По результатам расчетов плотности дорожной сети, все муниципальные районы объединены в пять групп: от низкой обеспеченности до высокой. Для каждой группы районов указаны наиболее значимые объекты туризма и рекреации и обоснованы приоритетные виды туризма. Доля районов с максимально развитой транспортной сетью составляет 21,5%. Это наиболее густонаселенные и освоенные районы. Значительная часть территории (66,8 %), охватывающая полупустынную и горную зоны, слабо обеспечена транспортной сетью. Выводы. Особо остро проблема обеспеченности дорожной сетью характерна для высокогорных районов. С точки зрения развития туристско-рекреационной отрасли они представляют значительный интерес, поскольку здесь сосредоточены уникальные объекты природного и культурного наследия. Дальнейший процесс модернизации транспортной инфраструктуры будет стимулировать развитие туристско-рекреационной сферы и смежных отраслей.
Целью исследования является выявление особенностей температурного режима верхних высотных поясов Приморского хребта (в т. ч. территорий, подверженных пирогенному воздействию) на фоне изменения температурных показателей предгорных территорий центрального Прибайкалья. Материалы и методы. В работе использованы данные метеорологического мониторинга с использованием автономных термографов Thermochron iButton DS1925L-F5 за 2021-2022 годы на трех площадках в северной части Приморского хребта, а также сведения сети Росгидромета (ст. Баяндай, Узур, Качуг). Результаты и обсуждение. Получены первые результаты мониторинговых наблюдений за температурой приземного слоя воздуха в верхних поясах Приморского хребта в 2021-2022 годах в сравнении с показателями на предгорных станциях. Определена годовая динамика температуры воздуха, рассчитаны суммы положительных температур и длительность безморозного периода для разных местоположений. Выводы. Среднегодовая температура воздуха в верхних поясах Приморского хребта имеет отрицательные значения -0,8-2,3 °С; она ниже по сравнению с окружающими предгорными ландшафтами; годовая амплитуда температуры воздуха также снижается в высокогорной части на 2,5-9 °С. Сроки перехода устойчивых температур воздуха через 0 °, +5 °; +10 °; +15 °С для подгольцового и горнотаежного поясов сходны, за исключением осеннего периода, когда переход ниже +5 °С в подгольцовом поясе осуществлялся на 19 дней раньше. Г ари характеризуются более высокими абсолютными и динамическими показателями температуры воздуха по сравнению с нетронутыми пожаром участками.