Архив статей журнала
В статье исследуются вопросы взаимодействия между национальной политикой и религиозными практиками в странах Юго-Восточной Азии, акцентируя внимание на репрезентации исламской и буддийской политико-правовых культур. Рассматриваются коллизионные проблемы законодательства, обычных практик и международных стандартов прав человека. Анализ демонстрирует необходимость усиления сотрудничества между государственными структурами, гражданским обществом и международными организациями, что в перспективе является ключом к достижению инклюзивности и справедливости в регионе.
Статья раскрывает актуальную тему, связанную с перспективами установления мира и восстановления национального единства в Республике Союз Мьянма. В ней кратко освещаются истоки национальной политики Нейпьидо, обобщаются и систематизируются факторы, влияющие на процесс становления мьянманской государственности после обретения независимости, рассматриваются различия в подходах ведущих политических сил страны к проблеме федерализации и нациестроительства. Проводятся структурно- исторические параллели между российской и мьянманской политической традицией, подчёркивается важность российского опыта для постепенной трансформации политической системы Мьянмы в сторону её большей открытости и демократичности.
В статье рассматриваются особенности становления идеологии и политики национализма в постсоветских государствах. Обращение к национализму в них было связано с тем, что на смену коммунистической идеологии после распада СССР нужно было поставить новую, которая бы определяла ориентиры строительства национального государства, его миссию в мировой истории, место в системе региональных и международных отношений. Она как нельзя лучше подходила для решения этих задач. Идеология национализма оказалась востребованной и под влиянием глобализации, охватившей весь мир, и в том числе постсоветское пространство. Под его воздействием проходила унификация развития, размывалась идентичность национальных государств и проживавших в≈них народов, ограничивался их суверенитет. Ответом на эти процессы явился национализм, который возводил в абсолют интересы национального государства и нации. Обращение к национализму в постсоветских государствах было связано также и с тем, что к восприятию идеологии либерализма они оказались не готовы. Традиционалисткие общества с присущей им системой взглядов отвергали основные постулаты либерализма. Поэтому идеология национализма стала доминирующей во всех постсоветских государствах. В статье подчеркивается, что национализм представляет собой легитимизирующий принцип политики строительства национального государства, т. к. никакой другой принцип не пользуется безоговорочной поддержкой людей. Задачей идеологии и политики национализма в постсоветских государствах является воссоздание ощущения целостности и исторической непрерывности жизни народа, укрепление связи со своим прошлым, преодоление отчужденности между человеком и меняющимся обществом, которое несет новый общественный порядок. Автор выделяет в идеологии и политике национализма в постсоветских государствах несколько присущей ей общих черт. В них стремятся доказать историческую непрерывность существования постсоветских государств, которая якобы была искусственно прервана колонизаторской политикой сначала царской, а затем Советской России. Их прошлое героизируется и мифологизируется. Во многих постсоветских государства ставятся под сомнение оправданность и легитимность тех государственных границ, которые они получили после распада СССР. Необходимость их пересмотра оправдывается ссылками на историческое право. Во многих постсоветских странах широкое распространение получила концепция создания национальных государств в этнических границах, что означает пересмотр межгосударственных границ, ранее бывших межреспубликанскими. По мнению автора, образование независимых национальных государств на постсоветском пространстве является составной частью общеевропейского процесса возникновения таких государств, который оформился в Европе в 19 веке и продолжается по сей день. Рост влияния национализма является закономерным и неизбежным явлением в ходе государственного строительства на постсоветском пространстве. Строительство независимых национальных государств в этом регионе растянется на длительную историческую перспективу и поэтому идеология и политика национализма будут господствовать здесь очень долго.
Сингапур, будучи многонациональным государством, представляет собой уникальный пример успешной этнической и национальной политики. С момента обретения независимости в 1965 г., Сингапур стремился к созданию гармоничного общества. Одной из ключевых особенностей этнической политики Сингапура является принцип мультикультурализма. Этот подход не только способствует социальной гармонии, но и формирует уникальную идентичность Сингапура как многонационального государства. Одной из ключевых особенностей мультикультурализма в Сингапуре является его официальная поддержка на уровне государственной политики. Правительство внедрило ряд законов и инициатив, направленных на обеспечение равных прав для всех этнических групп.
В статье приведена характеристика межнациональных отношений во Вьетнаме и политики государства в этой сфере. Показаны его этнический состав, гарантии равноправия, межнационального мира и согласия через развитие языков, письменности, культуры, свободу вероисповедания и участия в органах власти. Дана оценка проблемы национальной автономии и самоопределения. Раскрыты противоречивые тенденции, специфика межнациональных конфликтов, особенно их рост на антикитайской почве. Выявлены особенности реакции властей на попытки внешних сил внести раскол в общество по национальному и религиозному признаку.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Китайская Народная Республика создавалась как единое многонациональное государство, в котором проживает 56 национальностей с подавляющим численным большинством ханьцев (китайцев). Вместе с другими национальностями ханьцы образуют «китайскую нацию», которая весьма разнообразна, а территория расселения неханьских национальностей охватывает не менее 60% всей площади республики. При создании новой китайской государственности лидеры КПК отказались от ленинского принципа права наций на самоопределение. Вместо него неханьским национальностям предоставлено право на создание автономных единиц различных ступеней с наделением их широкими правомочиями и правом на развитие своего языка, обычаев, традиций, религии. Все это позволило Китаю сохранить свою государственность от распада по примеру СССР, обеспечить мирное и гармоничное существование разных национальностей в рамках одного унитарного государства.
В статье приводятся результаты исследования формирования представлений о политической партии через систему символов, ассоциирующихся с этой партией в сознании граждан. Образ политической партии имеет как рациональную составляющую, которая достаточно четко фиксируется на вербальном уровне, так и такие его особенности, которые полностью не осознаются респондентами и могут отражаться в изображениях в виде символов. Символ в данном случае выступает в качестве не детализированного образа, своеобразного обобщения представления о сущности партии, который, помимо содержания, включает в себя оценочный (позитив - негатив) и идентификационный («свои» - «чужие») компоненты.
В статье проводится анализ проблем корпоративного лоббизма с позиций неоинституционального и коммуникативного подходов. Автор обосновывает тезис, что предметное поле исследований теоретического лоббизма должно распространяться на сферу чрезвычайных и кризисных ситуаций, включая их нормативный институциональный дизайн и коммуникативные практики. В работе предлагаются меры по институционализации отношений власти и бизнеса на случай возникновения потребности введения ограничительных мер со стороны государства в связи с чрезвычайными вызовами для общества и государства, такими как пандемия, террористические акты, гражданские конфликты. Автор доказывает необходимость системы отлаженных горизонтально-вертикальных институциональных связей между органами власти и корпорациями, позволяющей быстро наладить коммуникацию между властью и обществом, оперативно принимать нужные управленческие решения.
В статье анализируется дискурс эпистемологии политического знания как основы политического интереса и политического участия гражданина в политическом процессе. В статье на основе анализа теоретико-методологических концептов раскрывается роль политических знаний для институционализации политического участия, выражения политического интереса, принятия гражданином участия в политическом процессе на основе оценки и интерпретации информации. Методологией исследования выступили общесистемный и диалектический метод познания. В статье констатируется важность создания эпистемологических матриц формирования достоверного политического знания, роль современных средств массовой коммуникации в политическом информировании общества, формировании смыслов и политических идей. Данные аспекты позволяют институтам власти принимать взвешенные политические решения с учетом особенностей социальной структуры общества.
Актуальность статьи связана с изменениями государственной политики по приоритетам пространственного развития России в сторону малых городов и сельских поселений. Новые национальные проекты ставят перед ними трудные задачи в силу недостаточного числа профессиональных работников по реализации государственных политических вопросов. Авторы анализируют системные меры, принятые для решения поставленных проектами задач в Дальневосточном федеральном округе, в т. ч. ключевой проблемы - демографической, с чем связан продолжающийся миграционный процесс. Показаны социальные проблемы Приморского края, в частности в малых городах Спасск-Дальний и Большой Камень, потери населения из-за миграционных процессов, требующих наличия приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры. Авторы обращают внимание на значение и недостатки специально разработанного Индекса качества городской среды. В век технологий особо отмечается необходимость в регионах новой культуры управления, его эффективность, ответственность. Авторы выдвигают суждение об изменениях в молодежной политике, предлагают возможные решения проблем образования в малых городах и на селе. Результаты исследования могут быть рекомендованы управленческим структурам регионов.
Статья посвящена комплексному рассмотрению проблемы укрепления национальной идентичности России на основе исторически сложившихся духовных ценностей, при этом особое внимание уделяется роли ислама в условиях конфессионального многообразия и светского характера государства. Автор ставит цель - выявить институциональные механизмы и общественные практики, способствующие сохранению и защите русской культуры и традиций, а также анализирует потенциал и ограничения интеграции ислама в общенациональную идентичность. При этом подчеркивается важность системных мер государственного регулирования, образовательной и миграционной политики, а также информационного сопровождения с целью предотвращения радикализации и сохранения приоритета русских ценностей. Значимость темы объясняется тем, что, с одной стороны, Россия исторически отличается многонациональным и многоконфессиональным составом, где ислам традиционно занимает весомое место; с другой - растущая глобализация, миграционные процессы и риск экстремистских проявлений ставят перед российским обществом задачу эффективно оградить свою культурную и цивилизационную самобытность от возможного негативного влияния внешних факторов. В заключение обосновывается необходимость сбалансированного подхода, сочетающего поддержку исконных религиозных конфессий и защиту русских духовно-культурных ценностей, что позволит гармонично укреплять национальную идентичность России без чрезмерного влияния ислама на общественно-политические процессы и традиционный уклад страны.