Архив статей журнала
В статье рассматриваются особенности становления идеологии и политики национализма в постсоветских государствах. Обращение к национализму в них было связано с тем, что на смену коммунистической идеологии после распада СССР нужно было поставить новую, которая бы определяла ориентиры строительства национального государства, его миссию в мировой истории, место в системе региональных и международных отношений. Она как нельзя лучше подходила для решения этих задач. Идеология национализма оказалась востребованной и под влиянием глобализации, охватившей весь мир, и в том числе постсоветское пространство. Под его воздействием проходила унификация развития, размывалась идентичность национальных государств и проживавших в≈них народов, ограничивался их суверенитет. Ответом на эти процессы явился национализм, который возводил в абсолют интересы национального государства и нации. Обращение к национализму в постсоветских государствах было связано также и с тем, что к восприятию идеологии либерализма они оказались не готовы. Традиционалисткие общества с присущей им системой взглядов отвергали основные постулаты либерализма. Поэтому идеология национализма стала доминирующей во всех постсоветских государствах. В статье подчеркивается, что национализм представляет собой легитимизирующий принцип политики строительства национального государства, т. к. никакой другой принцип не пользуется безоговорочной поддержкой людей. Задачей идеологии и политики национализма в постсоветских государствах является воссоздание ощущения целостности и исторической непрерывности жизни народа, укрепление связи со своим прошлым, преодоление отчужденности между человеком и меняющимся обществом, которое несет новый общественный порядок. Автор выделяет в идеологии и политике национализма в постсоветских государствах несколько присущей ей общих черт. В них стремятся доказать историческую непрерывность существования постсоветских государств, которая якобы была искусственно прервана колонизаторской политикой сначала царской, а затем Советской России. Их прошлое героизируется и мифологизируется. Во многих постсоветских государства ставятся под сомнение оправданность и легитимность тех государственных границ, которые они получили после распада СССР. Необходимость их пересмотра оправдывается ссылками на историческое право. Во многих постсоветских странах широкое распространение получила концепция создания национальных государств в этнических границах, что означает пересмотр межгосударственных границ, ранее бывших межреспубликанскими. По мнению автора, образование независимых национальных государств на постсоветском пространстве является составной частью общеевропейского процесса возникновения таких государств, который оформился в Европе в 19 веке и продолжается по сей день. Рост влияния национализма является закономерным и неизбежным явлением в ходе государственного строительства на постсоветском пространстве. Строительство независимых национальных государств в этом регионе растянется на длительную историческую перспективу и поэтому идеология и политика национализма будут господствовать здесь очень долго.
Данная статья представляет авторский подход к интерпретации этничности. Объектом изучения выступает этническая идентичность, которая рассматривается автором с позиции конструктивистского подхода, но с опорой на примордиалистские категории, в числе которых территория, язык, происхождение сообщества и его культура. В качестве основы этнической интеграции автор рассматривает «социальный инстинкт», интерпретируемый с позиции теории А. Адлера и с опорой на концепцию Л. Г. Почебут. В качестве фактора этногенеза, влияющего на групповую мобилизацию и обретение этнической группой самовосприятия этноса, а затем - этнокультурной нации, автор рассматривает такие категории, как «историческая память» и «культурно-историческое наследие».
Данная статья является первой частью авторского исследования интерпретации этничности. Объектом изучения выступает этническая идентичность, которую автор рассматривает с позиции конструктивистского подхода, но с опорой на примордиалистские категории, в числе которых территория, язык, происхождение сообщества и его культура. В статье раскрывается современная научная дискуссия, посвященная столкновению примордиалистского и конструктивистского подходов, и констатируется существующий в современной антропологии запрос на создание гибридной концепции интерпретации этничности. В целом, статья представляет идейную платформу, на базе которой уже во второй части автор представляет собственный подход, в рамках которого в качестве фактора этногенеза, влияющего на групповую мобилизацию и обретение этнической группой самовосприятия этноса, а затем - этнокультурной нации, рассматриваются такие категории, как «историческая память» и «культурно-историческое наследие».
В статье автор исследует закономерный процесс развития биологических организмов, который подчинен природному закону цикличности и оказывает влияние как на политические, так и на социальные процессы в обществе. Каждый биологический вид рождается, развивается, реализует в той или иной степени свою пассионарность и затухает. В соответствии с законом критической массы в живом мире обеспечивается сохранение популяции живых существ, образуется коллективный разум и происходит развитие того или иного вида. При этом для официальной науки остается загадкой численное значение этой критической массы для каждого существа (вещества) в природе, определяемое в настоящее время только практическим путем.