Архив статей журнала
Введение: в статье рассматривается проблема, связанная с формированием в общественном сознании образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, отвечающего запросам гражданского общества. Обращено внимание на положительные и отрицательные признаки личности защитника правопорядка.
Материалы и методы: в основе проведенного исследования - диалектический метод познания действительности; авторами применялись общенаучные и частнонаучные методы (опрос, анкетирование, логический, формально-юридический, системно-структурный анализ). Использовались труды известных ученых в области социологии, психологии, криминологии, педагогики.
Результаты исследования: проанализированы и обобщены анкеты курсантов и слушателей Казанского юридического института МВД России, сформированные для изучения их литературных и кинематографических предпочтений, выбора социальных сетей и профессиональной заинтересованности.
Обсуждение и заключение: авторы приходят к выводу, что необходима целенаправленная и продуктивная работа по созданию в общественном сознании образа полицейского, готового прийти на помощь людям, умело и ответственно выполняющего служебные задачи, проявляющего смелость и отвагу, благородство и доблесть, честность и справедливость. Сформулированы рекомендации для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в части приобретения знаний, умений и навыков по профессии «Полицейский».
Статья представляет собой отзыв члена диссертационного совета Санкт-Петербургского государственного университета на диссертацию Федорук Елены Олеговны на тему «Институт юридической ответственности в контексте развития технологий искусственного интеллекта: критический анализ», представленную на соискание ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки).
Введение: в статье рассматриваются признаки преступлений и групповых нарушений общественного порядка при проведении спортивных, общественно-политических, культурных мероприятий. Особое внимание обращено на массовые беспорядки, их виды и детерминирующие факторы. С криминологических позиций исследуются толпа, личность преступника, причины совершения преступлений при проведении массовых мероприятий. Отражена роль сотрудника органов внутренних дел в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в период проведения массовых мероприятий.
Материалы и методы: при подготовке статьи изучены научные труды (статьи, монографии, авторефераты, диссертационные исследования, касающиеся данной проблемы). Эмпирическую основу исследования составили материалы следственной и судебной практики, публикации официальных СМИ, включая интернет-ресурсы. При проведении исследования применялись контент-анализ, исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительный методы.
Результаты исследования: в условиях развития цифровых технологий появляются новые способы вовлечения граждан в протестные акции (несанкционированные мероприятия) с помощью социальных сетей, мессенджеров и иных возможностей интернет-среды. На фоне возрастающего уровня нелегальной миграции прогнозируется участие мигрантов в публичных протестных акциях, которые могут представлять угрозу общественному порядку и общественной безопасности, что свидетельствует о необходимости своевременного криминологического анализа и прогноза складывающейся ситуации, а также выработки управленческих решений.
Обсуждение и заключение: в статье предлагаются меры предупреждения преступлений и административных правонарушений, совершаемых при проведении массовых мероприятий, на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Отражена криминологическая характеристика личности правонарушителя в рассматриваемой сфере.
Введение: статья посвящена исследованию эффективности уголовно-правового воздействия, связанного с охраной общественных отношений, возникающих при нарушении правил охраны и использования недр.
Обзор литературы: изучены труды С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, Е. А. Галиновской, С. И. Голубева, Н. В. Кичигина, А. А. Кулешовой, Т. А. Яковлевой и других ученых, посвященные правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования, в том числе уголовной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр.
Материалы и методы: методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы: исторический, системно-структурный, логический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Эмпирической основой исследования послужили документы стратегического планирования; федеральное и региональное законодательство; материалы следственной и судебной практики, а также публикации, представленные в открытых источниках (средствах массовой информации), посвященные исследуемой тематике.
Результаты исследования: в статье дана характеристика правового регулирования недропользования в Российской Федерации, отмечены его отдельные недостатки; выделены проблемы, возникающие при привлечении лиц к уголовной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр; на основе анализа отечественного и зарубежного опыта конструирования уголовно-правовых норм и их содержательного контента сделан вывод, что часть 1 статьи 255 УК РФ нуждается в совершенствовании, и сформулированы соответствующие предложения. О
бсуждение и заключение: предлагается инкорпорировать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы использования и охраны недр, что позволит более быстро и эффективно выявлять и квалифицировать нарушения в указанной сфере, определять вид юридической ответственности и применять конкретные правовые нормы; закрепить на законодательном уровне понятия «участок недр», «пользование недрами», «охрана недр» и ряд других; дифференцировать ответственность за нарушение правил охраны и использования недр путем внесения изменений в часть 1 статьи 255 УК РФ.
Введение: в статье проанализированы меры, применяемые для поощрения муниципальных образований, как необходимое условие эффективного функционирования органов местного самоуправления. Исследованы нематериальные (мотивирующий фактор) и материальные меры поощрения муниципальных образований, направленные на их устойчивое развитие.
Материалы и методы: автором рассмотрена совокупность норм конституционного, административного и бюджетного права, формирующих публично-поощрительные правоотношения, представлены научно-теоретические положения ученых и материалы судебной практики по обозначенной проблематике; использовались общенаучные методы, а также специальные: структурно-функциональный, формально-юридический.
Результаты исследования: анализ научной литературы и законодательства, регулирующего публично-наградные правоотношения, позволил выделить две группы мер поощрения: материальные и нематериальные. Нематериальные меры поощрения - это меры, основанные на признании заслуг местного сообщества, действующего исходя из коллективного сознания, сформированного общностью интересов и ценностей населения конкретной территории. Основными формами нематериального поощрения являются награды и присвоение почётных званий как на федеральном, так и региональном уровнях. Материальные меры поощрения муниципальных образований - это средства, поступающие в местный бюджет за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Обсуждение и заключение: негативно оценено отсутствие в значительной части субъектов Российской Федерации законодательства, которое бы предусматривало награждение муниципальных образований, поскольку местное сообщество должно получать позитивную оценку своих заслуг. В наградной политике государства и соответствующих нормативных правовых актах необходимо предусмотреть награждение муниципальных образований государственными наградами и присвоение им почетных званий. Предлагается ввести понятие бюджетного гранта, предоставляемого муниципальному образованию.
Введение: противодействие терроризму и экстремизму рассматривается как элемент идеологической функции государства.
Материалы и методы: исследование основано на использовании общенаучных методов и приемов: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства.
Результаты исследования: автор обозначает проблематику существования угроз государству в идеологической сфере, на основании чего противодействие таким угрозам осуществляется посредством реализации идеологической функции. Актуальными угрозами в настоящее время следует считать терроризм и экстремизм, являющие собой определенные идеологические системы.
Обсуждение и заключение: автор предлагает разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства. Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества. Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).
Введение: статья преследует цель определения дальнейшего перспективного развития правового института возраста уголовной ответственности с учетом удовлетворения потребностей участников правоотношений, а также современных особенностей быстрого взросления детей.
Материалы и методы: при подготовке статьи применялись диалектический метод познания социально-правовых и нравственных явлений, в процессе изложения статьи - сравнительно-правовой (позволил сопоставить действующие правовые нормы и результаты их реализации на практике), догматический (помог сформулировать новые нормы права), статистический (посредством него обобщены качественно-количественные показатели) методы.
Обзор литературы: в рамках подготовки статьи проанализированы мнения научных исследователей, ведущих процессуалистов, а также практических сотрудников системы МВД России.
Результаты исследования: автор предлагает подвергнуть комплексному исследованию вопросы, касающиеся установления возраста уголовной ответственности. Объясняется данная необходимость тем, что укоренившиеся в прошлом столетии уголовные, уголовно-процессуальные фундаментальные положения не способствуют оптимизации судопроизводства, поэтому эффективность некоторых законодательных норм ставится под сомнение. Кроме этого, автор предлагает отказаться от фиксированного возраста уголовной ответственности, но с сохранением в качестве некоторого возрастного рубежа, по достижении которого в отношении лица возможно применять «взрослые» виды наказания, 16 лет (при совершении отдельных преступлений - 14 лет).
Обсуждение и заключение: с целью нивелирования выявленных в ходе исследования института возраста уголовной ответственности проблем сформулированы предложения по оптимизации действующего законодательства, внесению соответствующих изменений, дополнений.
Введение: в статье рассматриваются понятие и сущность цифрового мошенничества; изучается понятие «цифровое мошенничество»; исследуются объект, а также обязательные и факультативные признаки объективной стороны цифрового мошенничества. При этом в статье анализируется как основной состав мошенничества, регламентированный ст. 159 УК РФ, так и квалифицированные составы (ст. 1593 УК РФ, ст. 1596 УК РФ). Автор исследует особенности установления отдельных признаков объективной стороны и указывает, что научную полемику вызывает вопрос определения информационных технологий как самостоятельного признака цифрового мошенничества, а также вопрос определения места совершения исследуемого противоправного явления.
Обзор литературы: изучены научные труды Д. В. Пучкова, Е. А. Русскевича, И. Р. Бегишева, Д. А. Овсюкова, М. А. Ефремовой, Е. В. Зотиной. Материалы и методы: методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и специальных методов научного познания, среди которых диалектический метод, формально-юридический и системно-структурный метод. Эмпирическую основу исследования составили: действующие законодательные нормы, статистические данные ГИАЦ МВД России, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления районных судов, представленные в открытых источниках.
Результаты исследования: автор приходит к выводу, что информационные технологии следует признавать именно средством совершения цифрового мошенничества, а местом совершения данных деяний необходимо считать местонахождение виновного лица.
Обсуждение и заключение: обосновывается необходимость дополнения ст. 159, ст. 1593, ст. 1596 УК РФ примечаниями, согласно которым размер значительного ущерба будет равен сумме не менее десяти тысяч рублей; а также дополнения ч. 3 ст. 159 УК РФ квалифицирующим признаком «с использованием информационных технологий», что, в свою очередь, позволит подчеркнуть повышенную общественную опасность подобных деяний и закрепить в законодательстве самостоятельный вид мошенничества с применением информационных технологий любого вида.
Введение: статья посвящена исследованию неизвестного масштабного столкновения советских войск и армии союзников на территории Германии вблизи города Торгау за несколько дней до официальной встречи на Эльбе 25 апреля 1945 г.
Материалы и методы: исходным источником для комплексного исследования послужили воспоминания и опубликованные дневниковые записи реальных участников Шпремберг-Торгауской операции. Методологическую особенность статьи составил переход от микроистории к анализу сведений мемуаров и официальных документов. Все, что ранее рассматривалось как частное, а иногда как случайное, оказалось в центре нашего исследовательского интереса. В связи с этим такой подход дал возможность по-иному взглянуть на давно известные события.
Результаты исследования: в апреле 1945 года американские войска атаковали советские военные части восточнее Эльбы, но были разгромлены и отброшены на запад. Это событие рассматривается на фоне других примеров немотивированной агрессии со стороны «союзных войск» в отношении частей Красной армии на территориях, контролируемых советскими войсками. В результате сопоставления воспоминаний со сведениями мемуаров, архивных документов выявлен преднамеренный характер этих нападений, имевший целью лишить Советский Союз победы в военном, политическом и экономическом аспектах. Исход Шпремберг-Торгауской операции с разгромом германских и американских войск оказал существенное влияние на формирование итогов Второй мировой войны, международную политику и повседневную жизнь миллионов людей.
Обсуждение и заключение: анализ опубликованных и неопубликованных источников позволяет авторам по-иному воспринимать отдельные события конца Великой Отечественной войны. Настоящее понимание того исторического периода стало возможным лишь потому, что исследователям стали доступны неизвестные или малоизвестные факты о тех тяжёлых днях, выпавших на долю советского народа.
Введение: в статье рассматриваются особенности реализации прав, ограничений, обязанностей и ответственности, установленных советским законодательством в отношении руководителей предприятий народного хозяйства СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Материалы и методы: в качестве материалов исследования выступили нормативные правовые акты советского законодательства военного периода, регламентировавшие правовой статус управленческих кадров промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Расширение обязанностей и ответственности руководителей в условиях военного времени подтверждено материалами периодической печати и мемуарной литературы. Исследование основано на системном и историческом методе, формальной логике, анализе нормативных правовых актов.
Результаты исследования: анализируется эволюция содержания основных элементов, составляющих правовой статус руководителей предприятий народного хозяйства Советского Союза, оценивается соразмерность поставленных задач и потенциальных возможностей управленческих кадров в их выполнении.
Обсуждение и заключение: возложение на руководителей советских предприятий в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. дополнительных обязанностей и полномочий способствовало поддержанию необходимого уровня производительных сил советской экономики, обеспечивая ее мобилизационный характер.