Архив статей журнала
Актуальность исследования: социально-психологическое благополучие детей редко становится предметом исследования в связи с трудностью выделения показателей данного вида субъективного благополучия, их изменчивостью на разных стадиях первичной социализации. Частичное решение данной проблемы возможно посредством разработки понятия «социально-психологическое благополучие личности» (СПБЛ), его операционализации и психометрической проверки модели на конкретной возрастной выборке.
Цель: психометрическая проверка структуры социально-психологического благополучия. Гипотеза: существует связь показателей в трех компонентах СПБЛ, при этом все показатели компонента «самоотношение» будут положительно связаны со всеми показателями двух других компонентов СПБЛ, в то время как не все показатели компонентов «отношения со значимыми другими» и «субъектность» связаны междусобой. Участники: 116 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 7 лет (M = 6,1; SD = 0,40), 50% муж. пол; все жители г. Москва.
Методы (инструменты): для изучения эмпирических референтов «самоотношения» использована методика «Типология субъектной регуляции ребенка» (С. В. Хусаинова, Г. С. Прыгин) и проективная методика «Нарисуй историю» (Р. Сильвер); «отношения с другими» изучено посредством методик «Секрет» (Т. А. Репина), «Семья в представлениях детей» (Т. В. Дробышева, И. Н. Микиева), «Рисунок семьи» и уточняющей беседы; показатели «субъектности» выявлены посредством методики «Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян); анкета, направленная на фиксацию социально-демографических характеристик детей.
Результаты: на основе теоретического анализа сформулировано понятие СПБЛ детей, обоснована его структура. Эмпирически подтверждено предположение о трехкомпонентной структуре СПБЛ, установлена высокая согласованность показателей СПБЛ внутри каждого из компонентов.
Выводы: в структуре СПБЛ самоотношение выполняет ведущую роль, связывая между собой два других компонента – «субъектность» и «отношения со значимыми другими». Удовлетворенность респондентов отношениями с другими зависит от непротиворечивости их самооценок и модальности самоотношения. Позитивное самоотношение актуализирует субъектные качества детей (проявление ими инициативы, самостоятельности и выдержки во взаимодействии со сверстниками). Практическая значимость: результаты могут быть применены в практике психологического обследования детей, организации просветительской работы, психологического консультирования родителей.
Актуальность: в условиях экономической нестабильности и неопределенности особую актуальность приобретают вопросы изучения субъектных качеств личности предпенсионеров, среди которых выделяется финансовая автономность. Представленная статья посвящена проблеме ее измерения в условиях планирования выхода на пенсию как одного из показателей экономико-психологической зрелости личности. Цель работы: выполнить психометрическую проверку авторского опросника «Шкала финансовой автономности личности» (Т. В. Дробышева, И. В. Ларионов, С. В. Тарасов). Гипотеза: шкала финансовой автономности личности имеет одномерную структуру и связана с интернальным локус-контролем и автономностью как независимостью личности. Участники: 215 предпенсионеров (от 45 до 63 лет), проживающие в разных регионах РФ; из них: 108 женщин и 107 мужчин, 49% – работающие и 51% – неработающие. Методики (инструменты): субшкала «Автономность» методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. Д. Шевеленковой, Т. П. Фесенко), опросник «Уровень субъективного контроля» (сост. Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд); обработка результатов проводилась с помощью пакета программ IBM SPSS.22.0, IBM AMOS 19.0, Jamovi 2.4.11.
Результаты: проведена первичная стандартизация опросника. Выполнена проверка на нормальность и внутреннюю согласованность. Оценивались факторная структура, дискриминативность и конвергентная валидность опросника. Показано, что опросник «Шкала финансовой автономности личности» имеет однофакторную структуру и отличается высокими показателями психометрической надежности. Основные выводы: опросник «Шкала финансовой автономности личности» является надежным инструментом, измеряющим финансовую автономность как способность личности независимо от мнения окружающих управлять своими финансами, принимать соответствующие решения, нести за них ответственность, осуществлять контроль за своим финансовым положением. Описаны различия в выраженности автономности в разных группах предпенсионеров. Практическая значимость выполненной работы определяется необходимостью оказывать целевую помощь предпенсионерам в планировании ими выхода на пенсию, основываясь на измеренных показателях их финансовой автономности.