Архив статей журнала
Актуальность. Для реализации гуманитарной политики России на африканском континенте одним из действенных средств установления дружественных двусторонних отношений является интеграция африканских учащихся в российское культурно-образовательное пространство. Важным средством сотрудничества может стать педагогическое образование, когда иностранных студентов включают в программы высшего образования и они продолжают деятельность в образовательных центрах за рубежом. В Республике Гана такой центр открыт с 2023 г., где занимаются продвижением российской культуры среди учащихся. Однако более глубокой интеграции в образовательную систему с этой целью, прежде всего систему подготовки педагогических кадров, будет способствовать понимание организации педагогического образования: её внутреннего устройства, задач, содержания, управления, актуальных направлений развития на её исторических основаниях.
Цель: анализ современной системы педагогического образования в Республике Гана. Методология соответствует культурологическому подходу, сочетая в себе методы сравнительно-педагогического, историко-педагогического, теоретического анализа научной литературы, государственных образовательных документов, отчётов Министерства образования и международных организаций, дополненные наблюдениями за образовательной практикой Ганы и интервью с представителями ганийского профессионального образования. В результате исследования охарактеризована система подготовки кадров в Гане, представлена её современная структура, выявлены органы управления педагогическим образованием и их основные функции, проанализирована образовательная политика в отношении подготовки педагогических кадров, выявлены принципы организации национального педагогического образования.
Выводы: система подготовки педагогов в Республике Гана находится на этапе активного обновления, а для национального образования типичен принцип развития в соответствии с государственными интересами, но на основе зарубежной консультативно-методической и финансовой поддержки; следовательно, в настоящий момент для сотрудничества в педагогическом образовании Гана максимально открыта. Практическая значимость: исследование представляет интерес для организации Центром открытого образования в Гане и создания совместных программ подготовки кадров в рамках реализации Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом, а также может быть использована в курсе сравнительной педагогики в вузе.
Актуальность изучения методологических подходов к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. обусловлена необходимостью усовершенствования научного аппарата историко-педагогических исследований, сложность которых заключается в их дуализме – сочетании элементов научного поиска в области педагогики и истории. В настоящее время одним из наиболее востребованных является технологическое образование, значение которого переосмыслено в свете обновления требований к выпускнику общеобразовательного учреждения, который должен не только обладать способностью к преобразованию материала (информации), но быть готовым к устойчивому саморазвитию в условиях преобразования техногенной среды. В этой связи особую важность приобретает изучение опыта технологического / трудового обучения школьников в ХХ в., и особенно в период СССР как государства, в котором человек труда являлся смыслообразующим фактором государственной системы. Однако данное исследование должно строиться на обоснованном подборе методологических подходов, которые позволят осуществить комплексное исследование и получить валидные выводы.
Цель: выявить и теоретически обосновать комплекс методологических подходов, позволяющих осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Предположительно выявленные методологические основы позволяют осуществить многовекторное исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. и на научной основе совершенствовать процесс технологического образования школьников на современном этапе. Методы (инструменты): теоретический анализ историко-педагогических исследований и нормативно-правовых актов, анализ результатов исследования выбранного исторического периода. Основные результаты: расширено научное представление о гносеологических возможностях культурологического, аксиологического, системного, исторического подходов в исследовании генезиса системы технологического / трудового образования школьников. Представлено авторское видение системы технологического / трудового образования школьников как педагогического явления.
Выводы: выявленный и теоретически обоснованный комплекс методологических подходов позволяет осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны в процессе разработки современной концепции системы технологического образования, обновления содержания технологического образования.