ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Архив статей журнала

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ О КАРЬЕРЕ: РЕАЛЬНОСТЬ, ИЛЛЮЗИИ, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 13 № 2 (50) (2024)
Авторы: Толочек Владимир Алексеевич

Актуальность проблемы: увеличение продолжительности трудовой жизни человека создает социально и личностно значимую «вторую реальность» – представление человека о себе, о профессии, успешности и пр.

Цель: изучение представлений субъекта о карьере. Гипотезы: 1) представления субъекта о карьере (как эволюции профессионально-трудовой жизни) выступают регулятором динамики процессов его возрастной профессиональной эволюции; 2) социальный опыт и личностные особенности выступают «внутренними условиями», определяющими представления субъекта о карьере. Методы (инструменты): опросник субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер, адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голыкиной, А. М. Эткинда) применен с целью определения роли личностных особенностей в формировании представлений; методика «Динамика профессиональной карьеры» (В. А. Толочек) – для решения прямыхзадач исследования. Участники: медицинские сестры (n1 = 99), студенты гуманитарного вуза (n2 = 61) и технического вуза (n3 = 90), частные охранники (n4 = 62), преподаватели вуза (n5 = 37) из Москвы, Волгограда, Самары, Краснодара).

Результаты: представления людей о профессионально-трудовой жизни, об эволюции своих качеств влияют на динамику «объективных» процессов; социальный опыт не выступает фактором, определяющим меру влияния внешнего воздействия на представления человека (в том числе об условиях профессиональной самореализации в России и за рубежом). Основные выводы. Необходимо направленно формировать конструктивные представления человека о реальных условиях реализации в профессии. Требуется широкая постановка проблемы управления человеческими ресурсами как «обратной экономики» (комплекса задач по снижению социальных издержек, оптимизации затрат на обучение, подготовку, ротацию кадров, восстановление здоровья и др.). В качестве способа согласования результатов отдельных НИР предлагается использовать «вектор научных понятий» – выделение континуума связей разных понятий нескольких дисциплинарных областей. Практическаязначимость. Результаты НИР могут использоваться для коррекции частных и стратегических задач управления человеческими ресурсами.

Сохранить в закладках
ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧИ, ВОЗМОЖНОСТИ. ЧАСТЬ 1 (2024)
Выпуск: Т. 13 № 1 (49) (2024)
Авторы: Толочек Владимир Алексеевич

Более столетия состояние психологии характеризуется как кризис (кризис методологии). Настоящее состояние социальных объектов, выступающих для нас предметами исследования, характеризуется возрастающей динамичностью, изменчивостью. Современность в ее типичных объектах, обстоятельствах проведения научно-исследовательских работ (НИР) и научно-практический работ (НПР) ординарными исследователями чаще остается вне поля внимания методологов и историков науки. Изменение условий проведения НИР и НПР в современных организациях требует переосмысления методов и методологии дисциплины, третьего уровня дисциплинарной методологии, условно названых нами «методы и методология полевых исследований». Названная проблема еще маскируется и сглаживается доминированием в отечественной психологии исследованиями на моделях учебных групп (школьников, студентов, слушателей семинаров и др.), т. е. НИР и НПР, проводимых в сравнительно несложных условиях. Но спектр научно-исследовательских и практических задач много шире; выраженное смещение в сторону обследования преимущественно учебных групп, в пространства «доступности и комфорта», ведет к эрозии дисциплины.

Цель: историко-теоретический анализ методологических, методических и организационных аспектов проведения НИР в современной организации.

Методы: анализ научной литературы, психодиагностика, рефлексия опыта научной и практической работы НИР в современных организациях. Резюмируется, что: 1) взаимосвязаны состояние методологии дисциплины, понимание ее метода, предмета и технологии проведения актуальных научных исследований, объяснения полученных результатов; 2) даже при строго заданных условиях диагностики, при наличии административных ресурсов методологические и методические проблемы сохраняются и воспроизводятся; 3) вопросы диагностики в пространстве и времени современных организаций переводят нерешенные задачи «методов и методологии полевых исследований» в статус «проблем в квадрате», «проблем в кубе»; 4) одним из наименее разработанных вопросов психодиагностики выступает вопрос «ситуации», требующий своего конструктивного решения. Ключевые слова: методология дисциплины, методы, предмет, ситуация, полевые исследования, диагностика, проблемы, вопросы.

Сохранить в закладках
ОПРОСНИК ПОВСЕДНЕВНЫХ СТРЕССОРОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ (2025)
Выпуск: Т. 14 № 2 (54) (2025)
Авторы: БУЗИНА ДАРЬЯ ОЛЕГОВНА, ПЕТРАШ МАРИНА ДМИТРИЕВНА

Актуальность исследования повседневных (ПС) стрессоров у студентов обусловлена отсутствием соответствующего инструментария, учитывающего спецификустуденческой жизни.

Цель: разработка и валидизация опросника, направленного на изучение ПС у студентов. Гипотеза: предлагаемый опросник, направленный на изучение повседневного стресса у студентов, продемонстрирует приемлемые показатели внутренней согласованности, надежности и валидности. Участники: 310 студентов в возрасте от 17 до 27 лет (M = 20.31, SD = 1.8; 222 девушки (71.6%) и 88 юношей (28.4%) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Арзамас). Методы (инструменты): для проверки конвергентной валидности применены: опросник «Факторы профессионального развития» (М. Д. Петраш), анкета кризисныхсобытий и переживаний для студентов (В. Р. Манукян), эмоциональное отношение к профессиональному будущему (М. В. Гинзбург), «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (адаптация Е. Н. Осина), шкалы психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной), «Шкала воспринимаемого стресса-10» (В. А. Абабков).

Результаты: разработан опросник, включающий 54 пункта, в том числе 9 шкал: внешние стрессоры: «Учебный процесс (Обучение)»; «Время»; «Нарушение планов»; «Окружающая действительность»; «Взаимодействие»; «Семейные проблемы»; «Финансы»; и внутренние: «Личные переживания» и «Стрессоры ожидания». Основные выводы: психометрический анализ показал высокую внутреннюю согласованность шкал, подтверждающую надежность опросника. Проведена очевидная, содержательная, конвергентная валидность, подтверждена структурная валидность шкал конфирматорным факторным анализом. Полученные результаты свидетельствуют о валидности и надежности разработанного опросника, что делает его эффективным инструментом для диагностики ПС у студентов. Практическая значимость: опросник может быть использован для диагностики ПС в контексте учебно-образовательной деятельности; выявления специфическихстрессоров; для разработки профилактических и коррекционных программ.

Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ (2025)
Выпуск: Т. 14 № 2 (54) (2025)
Авторы: Толочек Владимир Алексеевич

Актуальность проблемы: при узко дисциплинарном анализе фрагментов социальной действительности и их научной экспликации как частных научных проблем, возможности выявлять общее, развивать фактуальный базис дисциплинарно ограничены. Расширенное толкование феномена профессиональной карьеры (ПК) приводит нас к феномену и проблематике профессионального становления субъекта (ПСС), при расширении ее границ – к феномену и проблематике человеческие ресурсы и управление человеческими ресурсами (УЧР), последнее – к социальному капиталу (СК).

Цель: изучение социально-психологических явлений, сопряженных с выбором профессиональной сферы и успешности профессиональной карьеры субъекта. Гипотезы: 1. Адекватный анализ социально-психологических явлений как объекта исследования требует периодической коррекции границ и содержания их изучения как предмета исследования. 2. Накопленный в психологии (в проблематике карьеры, в частности) эмпирический материал превосходит пределы традиционно выделяемого «предмета исследования» и должен подлежать методологической рефлексии. Участники: медицинские сестры (n1 = 142 и n2 = 89, данные обследования 2014 г. и 2022 г.), учителей (n3 = 96; 2016 г.), воспитателей (n4 = 44; 2015 г.), государственных служащих-руководителей (n5 = 81; 2006 г.). Методы (инструменты): анализ литературных источников, авторская методика «Динамика стиля профессиональной жизни» (В. А. Толочек).

Результаты: в качестве предикторов общей и профессиональной активности субъектов (респондентов и их родителей) выступали отношения: 1) уровня занимаемой должности родителей (отца, матери) к уровню их образования; 2) уровня занимаемой должности респондентов к уровню их образования; 3) отношение места проживания к месту рождения респондента. Величины больше 1,00 рассматривались как отражение социальной активностью людей, «деловитости», управленческого потенциала; значения меньше 1,00 – как дефицит этих качеств. Основные выводы: показано, что у представителей пяти профессиональных сфер паттерны названных переменных различны, они лучше (численно выше) в профессиях с «высокой» иерархией (большим числом должностных позиций в «вертикальной карьере» – у государственных служащих), чем с «низкой» иерархией. Практическая значимость: выявленные связи важны для последующего изучения вопросов самореализации человека в труде, в профессиональной карьере в ее трех фазах – пред-карьере – активной карьере – пост-карьере; они позволяют также разрабатывать сопряженные вопросы трудоустройства молодежи, проблем занятости в регионах, миграции и др.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТАКОГНИТИВНОЙ ПОДСИСТЕМЫ МЕНТАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ (2025)
Выпуск: Т. 14 № 1 (53) (2025)
Авторы: ФЕДОРИШИН МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, ПЕРЕВОЗКИНА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА

Актуальность исследования обусловлена наличием в науке терминологической путаницы относительно понятия «метакогнитивизм», природы взаимосвязей между различными метакогнитивными параметрами, получившими широкое распространение в психологической науке, а также влияния профессионального опыта военнослужащих Росгвардии, полученного в условиях введения современного боя на организованность структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих.

Цель: изучение метасистемного аспекта коллективных ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии, включающего анализ влияния боевого опыта на организацию структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей. Гипотеза: структура метакогнитивной подсистемы у военнослужащих, имеющих боевой опыт специальной военной операции (СВО) будет более интегрирована по сравнению с курсантами. Участники: военнослужащие Росгвардии, участники СВО (N = 161) в возрасте от 21 до 43 лет (M = 33; SD =1,57), курсанты третьего года обучения (N = 340) в возрасте от 20 до 24 лет (M = 22; SD =1,02) НВИ войск национальной гвардии РФ (Новосибирск) (n =188), СПВИ войск национальной гвардии РФ (Санкт-Петербург) (n = 152). Методы (инструменты): опросник «Определение уровня рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) применен для фиксации уровня рефлексии личности; с целью исследования контроля самопознания использован опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность» (Г. Шроу, Р. Дэнисс в адаптации А. В. Карпова, И. М. Скитяевой); для анализа метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности индивида применен опросник «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» (М. М. Кашапов, Ю. В. Скворцова).

Результаты: сравнение матриц интеркорреляций метакогнитивных параметров в выборках военнослужащих с боевым опытом, полученным в ходе СВО, и курсантов (военнослужащих без боевого опыта) свидетельствует об их гетерогенности (экспресс-метод χ2-Карпова). Основные выводы: структура организованности метакогнитивной подсистемы у курсантов менее когеррирована, чем у участников СВО, что демонстрирует качественные различия в матрицах интеркорреляций между метакогнитивными параметрами. Это отражает ассимиляцию профессионального опыта у военнослужащих как формирование подобия ментальной модели взаимодействия в процессе выполнения служебных задач в реалиях введения современного боя. Практическая значимость: полученные результаты вскрывают необходимость в процессе профессиональной подготовки курсантов включения в образовательный процесс отработки кейсов, направленных на решение смоделированных служебно-боевых ситуаций с целью активации и усиления интеграции структурных компонентов метакогнитивной подсистемы ментальных моделей.

Сохранить в закладках