Архив статей журнала
Введение. Научная новизна заключается в разработке авторского банка тестов для диагностики читательской грамотности студентов, а также в проведении комплексного исследования, направленного на выявление уровня данного вида грамотности среди студентов 1 курсов педагогического университета.
Постановка задачи. Цель – изучить уровень читательской грамотности студентов педагогических университетов.
Методика и методология исследования. Методы: теоретический анализ включает обзор и обобщение научных исследований по проблемам функциональной и читательской грамотности, а также анализ нормативных документов и международных исследований (PISA, PIAAC, TIMSS). Метод тестирования предполагает проведение измерений уровня читательской грамотности студентов с использованием специально разработанных тестов. Методы количественного и качественного анализа данных ориентированы на обработку и интерпретацию результатов тестирования.
Результаты. Педагогическая диагностика показала значительные различия в уровне сформированности читательской грамотности у студентов. Наибольший успех достигнут в компоненте «нахождение и извлечение информации», в компонентах «интегрирование и интерпретирование информации» и «оценивание содержания и формы текста» выявлены значительные трудности. Особенно низкий уровень показан в критической оценке текста и применении информации для решения практических задач, что требует дополнительного внимания в педагогической практике.
Выводы. Представленные теоретические положения, выявленные закономерности и предложенные методики могут быть использованы при разработке образовательных программ для педагогических университетов, а также в практике подготовки будущих учителей с целью повышения их профессиональной компетентности.
Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой повышения требований современного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников. В статье говорится о необходимости развивать эмоциональный интеллект как интегрированную систему профессионально-личностных качеств и свойств у студентов и курсантов, результат которой выражается в готовности специалиста решать актуальные коммуникативные задачи в будущей профессиональной деятельности.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление комплекса компонентов эмоционального интеллекта в логике психологической и педагогической наук.
Методика и методология исследования. Анализ научных публикаций показал, что проблема развития эмоционального интеллекта является предметом исследования многих зарубежных и отечественных специалистов в области педагогики, психологии, социологии и других науках. На основе проведенного теоретического этапа исследований авторы пришли к выводу о том, что развитию эмоционального интеллекта способствует особенное психическое состояние индивида и наличие у него модели действий и направленность на их реализацию, которые определяются соответствующими способностями и условиями, необходимыми для успешного ее осуществления деятельности, опора на понимание опережающего отражения действительности, обеспечивающего предупредительное приспособление к предстоящим изменениям внешних условий или формирование подготовительных изменений для будущих событий.
Результаты. К результатам исследования можно отнести описание и анализ проблемы исследования эмоционального интеллекта в логике психологии и педагогики. Раскрыто представление о структуре эмоционального интеллекта, построенной на принципах его реализации; раскрыто содержание каждого ее компонента. Представлена программа формирования эмоционального интеллекта, включающая диагностический комплекс, содержание работы на каждом этапе, и варианты вероятностного результата подготовленности.
Выводы. Проблема исследования эмоционального интеллекта носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать. Эмоциональная готовность студентов и курсантов к будущей деятельности представляет собой «предупредительное» приспособление к будущим трудовым событиям.
Введение. Рассматривается проблема повышения эффективности подготовки будущих лингвистов-переводчиков в вузе в русле современной парадигмы экологии языка и аксиологии перевода. Подчеркивается важность актуализации в образовательном процессе принципов эколингвистики, лингвоконцептодидактики и лингвистической герменевтики, а также когнитивно-аксиологической модели перевода с учетом факторов эколого-лингвистического спектра и факторов эколого-личностного и экопсихологического спектра (диалектический и критический подходы).
Постановка задачи. Цель исследования – проанализировать лингвистические и экстралингвистические причины и условия нарушения экологии русского языка, повысить степень осведомленности будущих лингвистов-переводчиков о влиянии экологии языка на аксиологические доминанты перевода и эффективность коммуникации в лингвосоциуме, выявить возможные пути решения этой проблемы.
Методика и методология исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области эколингвистики, лингвоконцептодидактики и герменевтики, что расширило спектр сравнительно-сопоставительного анализа подходов к формированию компетенций будущих лингвистов-переводчиков в русле экологии языка и аксиологической парадигмы перевода. Теоретико-прикладные методы позволили очертить круг факторов, воздействующих на принятие переводческих решений.
Результаты. Выявлены доминирующие подходы для эффективной организации образовательного процесса в русле парадигмы экологии языка и аксиологии перевода. Выявлены факторы, влияющие на экологию языка в современном российском обществе и формирующие аксиологические доминанты мировоззрения членов лингвосоциума. Представлена модель формирования коммуникативных компетенций будущих лингвистов-переводчиков в рамках когнитивно-аксиологической модели перевода с использованием основных принципов эколингвистики, лингвоконцептодидактики и лингвистической герменевтики с целью поддержания аксиологических доминант перевода и экологии русского языка.
Выводы. В статье представлены значимые теоретические и практические результаты, направленные на повышение эффективности процесса подготовки лингвистов-переводчиков в современных реалиях. Выявлены факторы влияния на выбор переводческих решений под воздействием экологии языка и аксиологических доминант, предложены практические рекомендации по организации процесса подготовки будущих лингвистов-переводчиков в вузе.
Введение. Самооценка студентами колледжа грамотности обратной связи важна для организации электронного обучения. Самооценка грамотности обратной связи – учебная практика контроля и улучшения процесса обучения через информацию, получаемую учащимся в контексте оценки результатов.
Постановка задачи. Проблема формирования грамотности обратной связи студентов колледжа при профессиональном обучении с использованием Moodle решается посредством формирующей самооценки. Разработана шкала формирующей самооценки грамотности в области обратной связи. Проведен опрос 88 студентов ГБПОУ НСО Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака (г. Новосибирск).
Методика и методология исследования. Методология анализа результатов самооценки студентом грамотности в области обратной связи при электронном обучении основана на применении метода анализа данных Structural Equation Modeling (SEM).
Результаты. Конфирматорный факторный анализ полученных данных показал приемлемость двух структурных моделей шкалы – однофакторной и пятифакторной, включающей пять итоговых показателей: «признание ценности обратной связи», «управление эмоциями», «способность действовать», «умение выносить суждение», «готовность действовать». Эксплораторный факторный анализ обнаружил, что гендерная принадлежность обучаемого влияет на самооценку студентом грамотности в области обратной связи: студенты мужского пола более грамотны, особенно сильно указанная гендерная зависимость проявляется для показателей «управление эмоциями», «готовность действовать». Частота использования Moodle прежде всего связана с показателем «способность действовать», а убеждение в полезности для обучения Moodle – с показателем «умение выносить суждение».
Выводы. Сделан вывод об актуальности разработки теории и методики формирования грамотности обратной связи студента при профессиональном обучении в электронном формате.
Введение. Рассуждения автора направлены на оценку объема присутствия искусственного интеллекта в российском образовательном пространстве, его задач на современном этапе развития и роли в дальнейших социальных стратегиях института образования.
Постановка задачи. Обращение к теме обусловлено целью исследования амбивалентности процессов использования и внедрения продуктов искусственного интеллекта в образовательный процесс. Среди задач автора – определение векторов оценки ресурсов искусственного интеллекта, объемов их использования в различных условиях, а также степени влияния на учебную успеваемость обучающихся.
Методика и методология исследования. В основе исследования – диалектический и системный методы-подходы. Применен метод вторичного анализа данных ВЦИОМ, информационных справок и докладов Министерства образования Иркутской области. Представлены результаты авторских социологических исследований (экспресс-опрос студенческой молодежи Иркутской области «Цифровой опыт в образовательной практике», экспертный опрос «Перспективы и риски искусственного интеллекта в системе образования»).
Результаты. Рискогенность цифровизации подтверждена оценками экспертов и мнением студенческой молодежи. Технологическая ресурсность искусственного интеллекта сопровождается полярными процессами: социальной апатичностью, гипертрофикацией симулякров, снижением творческого начала, уменьшением доли креативных навыков в решении учебных задач, фрагментированием памяти в силу перманентной доступности информации, снижением локуса контроля и навыков аналитического чтения.
Выводы. Расширение цифрового опыта требует социально-философского анализа дегуманизирующих последствий феномена для внедрения коррегирующих мероприятий, актуализирующих воспитательный потенциал образования.
Введение. Актуальным направлением информатизации менеджмента образования является моделирование управления деятельностью образовательного учреждения по организации перехода на дистанционную форму обучения.
Цель статьи – разработать и оценить структурно-функциональную модель организации перехода образовательной организации на дистанционную форму обучения на основе компаративного анализа зарубежной академической литературы, обобщающей опыть аврального введения дистанционного обучения в связи с пандемией коронавируса.
Постановка задачи. Цель статьи – на основе компаративистского анализа зарубежной научно-методической литературы разработать и оценить структурно-функциональную модель организации перехода образовательной организации на дистанционную форму обучения.
Методология и методы исследования. Разработка и оценка модели системы управления деятельностью образовательного учреждения по организации ДО включала решение следующих задач: 1) компаративный анализ зарубежной академической литературы; 2) разработка универсальной модели организации ДО для образовательных организаций; 3) оценка качества модели.
Результаты. Разработана модель системы управления деятельностью образовательного учреждения по организации дистанционного обучения. Прототипом послужила модель организации учебного процесса ADDIE (Analysis, Design, Development, Implement, Evaluate). Методология оценки модели организации перехода образовательной организации на дистанционную форму соответствовала подходу ТАМ (Technology Acceptance Model). Оценка модели проведена путем анкетирования 44 экспертов, имеющих опыт организации учебного процесса в дистанционном формате. Статический анализ мнений экспертов Structural Equation Modeling (SEM) показал, что предложенная модель демонстрирует достаточное соответствие установленным требованиям и подходит по своему назначению.
Выводы. Разработанная модель системы управления деятельностью образовательного учреждения по организации дистанционного обучения предназначена для использования в учебных заведениях РФ всех уровней образования в ситуации оценки подготовки к внедрению обучения в полностью интерактивном режиме во время чрезвычайных ситуаций.
Введение. Функциональную асимметрию мозга необходимо учитывать в комплексе других предрасполагающих факторов, которые оказывают влияние на склонность к разного рода девиациям у подростков, в частности к потреблению психоактивных веществ.
Постановка задачи. Цель исследования – изучение взаимосвязи функциональной асимметрии мозга и потребления психоактивных веществ (алкоголя, никотина) у подростков Южно-Сибирских регионов (Тува, Алтай).
Методика и методология исследования. Обследованы 2 559 подростков в возрасте 14–17 лет, учащиеся общеобразовательных учреждений. Все учащиеся заполнили специально разработанный опросник на предмет употребления ими психоактивных веществ. Изучена моторная, сенсорная и психическая асимметрия. Применtн тест «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста Г. Айзенка в интерпретации О. В. Зикеевой. Статистический анализ проводился в программе SPSS-26.
Результаты. Показано, что у правополушарных подростков достоверно больше выражены тревожность, фрустрация и ригидность, свидетельствующие о нарушении социальной адаптации и предрасполагающие к потреблению психоактивных веществ, что косвенно подтверждает влияние функциональной асимметрии мозга. Правополушарные подростки больше уязвимы в отношении никотина и алкоголя.
Выводы. Полученные результаты позволяют обосновать стратегии профилактики, которые должны учитывать функциональную асимметрию мозга целевой аудитории.
Введение. В статье исследуется проблема формирования организационной культуры личности с акцентом на становление личности профессионала в современных условиях развития общества.
Постановка задачи. Цель статьи – выявить особенности современного содержания и формирования организационной культуры личности профессионала в условиях цифрового развития образовательной среды.
Методика и методология исследования. Исследование содержания понятия «организационная культура личности профессионала» основано на анализе и обобщении научных работ, проблематизирующих вопросы формирования профессиональных качеств современной личности, оказывающих влияние на становление организационных составляющих ее культуры. Понятие организационной культуры рассматривается в ее общем содержании с акцентом на совокупность всех культурных ценностей, создаваемых организацией, определяемых историко-культурным контекстом развития общества в целом.
Результаты. На основе обобщения источников выявляются особенности содержания понятия «организационная культура личности профессионала». На основе исследования вопросов формирования организационной культуры личности профессионала в условиях современного развития цифровой образовательной среды отмечается, что в условиях современных проблем развития общества, его глобализации и цифровизации, вопросы организационного становления личности профессионала приобретают свою специфику. Подчеркива ется, что организационные начала формирования культуры в современных условиях напрямую связаны с развитостью различных форм сетевого взаимодействия в образовательной системе. Особо отмечается необходимость формирования мотивационной составляющей организационной культуры профессионала в современных условиях развития цифрового образовательного пространства.
Выводы. На становлении организационной культуры отдельной личности отражаются противоречия между вызовами интенсивно развивающейся цифровой среды в современных условиях развития профессионального образования и личностными ценностными установками профессионалов, при этом организационный компонент общей культуры личности называется одним из наиболее важных для формирования в системе подготовки профессионала. В итоге подчеркивается, что одной из важнейших особенностей является влияние компонентов цифровой культуры профессионала на составляющие его организационной культуры в процессе становления готовности личности к профессиональной деятельности.
Введение. Актуализируется проблема совместного личностно-профессионального развития преподавателя и студента в социокультурной среде высшего учебного заведения (вуза). Ведущее условие такого развития – диалог (сотрудничество и сотворчество) в различных видах учебно-воспитательной активности (собственно учебной, исследовательской, коммуникативной и др.).
Постановка задачи. Цель изыскания – изучить реальные возможности для равнопартнерского взаимодействия преподавателя и студента в специально организованном совместном решении задач личностно-профессионального развития в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза.
Методика и методология исследования. Проведено теоретико-методологическое обобщение проблемы исследования, включая анализ и интерпретацию результатов с опорой на работы зарубежных и отечественных авторов, а также на личный опыт и наработки авторов статьи. Задействованы методы теоретико-методологического и теоретико-прикладного спектра. Методологическими ориентирами выступили эволюционно-исторический и социально-экологический подходы, а также средовой подход образовании.
Результаты. Раскрыта структура академической среды вуза как социокультурной среды и обозначена роль ее компонентов в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; определено место и функции социокультурных средовых взаимодействий в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; обоснован вклад преподавателя в вариатизацию средовых взаимодействий студентов в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза.
Выводы. Статья включает важные теоретические результаты, в том числе полученные ранее, в их современной интерпретации. Даны практические рекомендации для педагогов, где обращается внимание на компетенции преподавателя как воспитателя, активно включенного в разные формы социокультурных средовых взаимодействий со студентами.
Введение. Современная эпоха поднимает сложные проблемы бытия, которые во многом объективно определяются постиндустриальным развитием социума, транснациональными процессами в области культуры, информации и образования, науки и техники. На фоне растущей конфронтации с западным политикумом идут динамичные процессы консолидации современного российского общества, сопровождающиеся усилением национальной идентификации, поиском путей формирования и укрепления интеллектуального суверенитета страны, представляющего собой сложный, взаимопроникающий симбиоз культуры, науки и образования.
Постановка задачи. Библиотека в качестве социокультурного института, сосредоточившего в себе социально-практический, знаниевый и интеллектуально-духовный опыт человечества, то есть, по существу, код ценностей нации, располагает значительным информационным потенциалом для философско-исторического осмысления сложившейся ситуации и разработки вариантов ее развития. Осознавая необходимость активизации своего участия в интенсивно развивающемся процессе становления интеллектуального суверенитета страны, библиотечное сообщество должно изыскать ресурсы и реализовать все возможности для более эффективных ответов на вызовы времени.
Методика и методология исследования. Исследование строится на применении культурологического, аксиологического, социокультурного подходов, позволивших рассмотреть проблему в ее взаимосвязи с актуальными процессами, происходящими в стране и мире.
Результаты. Авторы статьи, основываясь на том, что одной из основных сущностных функций библиотеки является ценностно-ориентационная, рассмотрели ряд направлений библиотечной деятельности, способствующих решению задач суверенизации в области науки, культуры и образования.
Выводы. Эволюция ценностных основ образования вследствие изменений, происходящих в стране и мире, отражается как на идеологии, так и на технологии библиотечной работы, требует модернизации ее содержания в области создания актуальной образовательной среды. В условиях обретения страной интеллектуальной независимости наиболее важной и востребованной представляется аксиологическаяк функция библиотеки, обеспечивающая ее фондам возможность ценностно-ориентировочного воздействия на общество. Наряду с выполнением сугубо информационной функции активизируется библиотечная деятельность по сохранению отечественных культурных традиций, речевой культуры, социокультурного разнообразия по противодействию деструкции исторического знания и продвижению чтения.
Введение. Преподавание дисциплины «Основы дизайн-проектирования» тесно связано с художественными дисциплинами «Рисунок», «Живопись», «Общая композиция», а также с историей и методологией дизайна в области костюма.
Постановка задачи. Многолетний опыт позволил определить самые важные составляющие дисциплины, ее связь с блоком художественных дисциплин и возможности, которые она дает для дальнейшего обучения. «Основы дизайн-проектирования» стали своего рода «мостиком», связующим художественную и дизайнерскую направленность указанной специальности.
Методика и методология исследования. В процессе поиска необходимого подхода к преподаванию основ дизайн-проектирования для студентов специальности «Искусство костюма и текстиля» применены аналитический метод и метод сравнительного анализа заданий, ориентированных на развитие у обучающихся практических профессиональных навыков в области дизайнерской деятельности. Изучение методов проектирования становится важной составляющей обучения, дающей студентам возможность самим ориентироваться в поле проектной деятельности.
Результаты. В результате применения на практике авторской программы выявлены оптимальные практические задания, помогающие и дающие толчок к поиску образов в дальнейшем проектном творчестве. На протяжении почти десятилетнего опыта преподавания дисциплины разработанный подход показал свою эффективность. Метод подхода к решению проектной задачи, предложенный студентам, в дальнейшем был использован обучающимися при подготовке выпускных квалификационных работ для первоначальной проработки творческих проектов.
Выводы. Дисциплина направлена на развитие специальных навыков по созданию дизайн-проектов с учетом художественных способностей и теоретических знаний, полученных студентами на занятиях. Практические задания включают различные графические техники, компьютерную графику, коллаж, аппликацию. Ее практическое значение, связь с технологической направленностью специальности трудно переоценить в современном мире.
Введение. В статье описываются прогрессивные, авангардные методологии преподавания современных сетевых технологий, в том числе рассматриваются различные электронные средства обучения и дифференцированный модульный подход.
Постановка задачи. Цель статьи заключается в обосновании необходимости разработки специальной методики преподавания современных сетевых технологий с применением электронных средств обучения.
Методика и методология исследования. Использование модульного подхода в процессе подготовки будущих учителей информатики позволяет индивидуально отнестись к каждому учащемуся, детально выявить уровень его знаний по всем темам. Следовательно, такая методология дает возможность определить, какие темы слабо усвоены учащимся и каким вопросам нужно уделить больше внимания. Например, задачи на вычисление количества информации, скорости приема и передачи информации в некоторой степени проблематичны для учащихся. Решение таких задач следует сопровождать приведением различных реальных фактов, показывая схемы перехода между единицами информации. В этих и других вопросах важно использовать современные электронные доски, проекторы и другие мультимедийные технологии для повышения интереса учащихся.
Результаты. Современные сетевые технологии играют важную роль в повседневной жизни. Каждый человек пользуется интернет-услугами, поддерживает связь с родными и близкими, делает различные заказы через интернет. Для правильной и повсеместной организации всех запланированных заданий требуется знание современных сетевых технологий, как технических, так и программных. В этом плане можно значительно сократить время на решение тех или иных задач, сэкономить материальные расходы на решение насущных проблем. Итак, научная новизна статьи состоит из разработки принципиально новой методики преподавания сетевых технологий на базе дифференцированного модульного подхода с применением электронных средств обучения. Такая методика имеет исключительное значение в подготовке высококвалифицированных специалистов и будущих учителей информатики.
Выводы. Очень важно использовать различные интерактивные средства (электронную доску, проекторы, специально подготовленные презентации) для повышения наглядности и уровня заинтересованности учащихся. Необходимо разработать модульный подход с последовательным усвоением учебного материала и параллельным тестированием знаний и умений учащихся.
- 1
- 2