Архив статей журнала
Введение. Исследователи по всему миру отмечают, что в современном образовании нормальная ра-бота образовательных учреждений и тем более академическая успеваемость из‑за кризиса образования 2020–2022 гг. остается недосягаемой для многих учащихся (школьников) и обучающихся (студентов), их педагогов (учителей и преподавателей), а также их родителей. Целое поколение «пандемиалов», несовершеннолетних и юных «детей локдауна» живет со шрамами депривации и дистрессов, полученных в период локдауна. Это поколение благодаря осуществленному над ними «эксперименту», основным процессом которого стала психосоциальная депривация, оказалось перед угрозами десубъективизации: неуспеваемости и неуспешности, необразованности и безработицы, преступности и обнищания, эксплуатации и насилия, накопления потерь. При этом практически никто из проводивших «эксперимент», вопреки декларациям, не только не собирается компенсировать, возвращая потерянные возможности, но и намерен продолжать, внедряя и легитимизируя так называемое «дистанционное обучение».
Постановка задачи. Цель исследования – осмысление феномена психосоциальной депривации современных школьников и студентов в ситуации макросоциального кризиса (локдауна) 2020–2022 гг. как процесса, связанного с нарушением формирования и развития субъектности учеников.
Методика и методология исследования. Метод исследования – феноменологический анализ педагогических и социально-психологических проблем цифрового образования и психосоциальной депривации современных школьников и студентов в ситуации макросоциального кризиса (локдауна) как ведущей проблемы современного образования, России и мира, связанной с нарушением формирования и развития субъектности учеников.
Результаты. Психосоциальная депривация, пережитая «детями локдауна» – системное, долгосрочное и многоаспектное ограничение / лишение развивающегося / взрослеющего человека возможности удовлетворять образовательные и иные психосоциальные нужды, формировать и развивать субъектность как готовность и способность быть строителем своей жизни, в том числе значимых отношений и ведущих видов деятельности. Из-за локдауна и иных событий 2020–2022 гг. школы и вузы столкнулись с неизвестными им ранее проблемами с психическим здоровьем (своим и окружающих), были вынуждены бороться с ними и последовавшими за ними проблемами в виде роста насилия и иных форм девиантного поведения, болезней и травм, проблемами десубъективизации (асубъектности). Росло и продолжает расти количество негативных стратегий выживания, включая детский труд и ранние/неравные браки, проституцию и раннее материнство, пополнение детьми, подростками, юношами бандитских формирований и т. п.
Выводы. Локдаун стал новым явлением для многих сообществ и их членов, для современной науки и искусства, породил многочисленные дискуссии о психосоциальном и нравственно-правовом статусе предложенных ВОЗ и реализованных государствами мер борьбы с объявленной ВОЗ «пандемией». Дети локдауна стали жертвами более или менее тотальной и долгосрочной психологической, а точнее психосоциальной, депривации, были ограничены в возможностях полноценно взаимодействовать с иными членами сообщества, включая педагогов и других учеников, оказались замкнуты рамками семьи и дома, что повлекло многочисленные нарушения их субъектности. Исследование особенностей и последствий депривации детей локдауна – важнейшее направление современных исследований образования, которое не только позволит наметить отдельные шаги и технологии помощи детям, но и сформулировать необходимые меры защиты образования как сферы культурного воспроизводства, поддержки развития человека, заботы старших поколений о младших в целом.
Введение. Рассматривая проблему развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе, мы обратили внимание на различные исследования, связанные с изучением этого понятия, его структурного содержания, механизмов формирования способностей и т. д. В этой связи мы провели анализ основных составляющих понятия «мультипотенциальность педагога»: «способности», «идентичность», «профессиональное самоопределение», «саморазвитие», и «мультипотенциальность студентов вуза». Мультипотенциальность – это способность человека развивать параллельно либо последовательно два и более структурированных вида деятельности на протяжении трудоспособного периода жизни. Временной отрезок, организованный человеком согласно основным принципам мультипотенциальности, определен как индивидуальный жизненный проект. Идея возникновения слэш-человека напрямую связана с мультипотенциальностью. Современный человек и его многозадачность являются серьезным испытанием профессиональных возможностей педагога. В настоящих реалиях к будущему педагогу предъявляются повышенные требования, поскольку есть необходимость не только во владении воспитательно-образовательным процессом, но и в проявлении инициативности в вопросах организации различных процессов в образовательном учреждении.
Постановка задачи в процессе развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов позволяет определить наиболее важные этапы в деятельности педагогов образовательных организаций на различных его ступенях. На первый взгляд структура мультипотенциальности не может сразу стать понятной, к примеру, студент-бакалавр с техническим образованием обнаруживает, что не хочет идти на производство, но хочет продолжить учительскую династию, или человек, получивший базовое педагогическое образование, понимает, что не может организовать детей, да и не хочет, потому что изначально ошибся с выбором профессии. Таких ситуаций множество. Способность к мультипотенциальности является преимуществом, поскольку предоставляет выбор для самоопределения.
Методика и методология исследования. В результате специально подготовленного, авторского опросника и применения метода инверсии нами было выявлено, что для успешной профессиональной деятельности необходимо точное понимание своего призвания, а в дальнейшем и профессиональной пригодности. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные исследования в области мультипотенциальности, сказывающиеся на «самости» человека: самоопределении, самоактуализации, самореализации. Цель – изучить мультипотенциальные особенности и способности будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Исходя из цели нами выделена главная задача исследования, которая заключается в определении профессиональных компетенций и их значимости для развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов.
Результаты. В процессе прохождения исследования получены результаты, которые позволили определить, что тех, кто уверен в выбранной профессии на бакалавриате, гораздо больше, чем в магистратуре. Этот результат позволил сделать вывод: чем моложе респонденты, тем они более уверены в выбранной траектории развития. Среди магистрантов было гораздо более сомневающихся студентов. По мнению большинства респондентов-магистров, это обусловлено тем, что зачастую приобретенный опыт мешает быть объективным в процессе самореализации мультипотенциальных способностей.
Выводы. Мультипотенциальность является отличным инструментом процесса становления личности. Студент, выбравший определенный профиль, при желании может трансформировать свои знания и из так называемых «hard skills» («твердые навыки», то есть базовые, ключевые знания) в «soft skills» («мягкие навыки» – те знания, которые можно переквалифицировать/подстроить под нечто более прогрессивное и актуальное на текущий период).