Архив статей журнала
Создание бренда является одним из основных компонентов маркетинга и важнейшим процессом для специалистов в этом направлении. В современном мире бренд позволяет увеличить прибыльность и объем продаж предлагаемых услуг/товаров. Сегодня в условиях конкуренции тема брендинга становится одним из главных факторов, которые способствуют определению успешности той или иной территории. Анализ современного состояния территориального туристского брендинга регионов России стал основной целью исследования. Результаты исследования показали, что территориальные бренды в России еще не окончательно развиты, некоторые регионы до сих пор не используют все преимущества концепции брендинга. Несмотря на то, что некоторые популярные туристские российские направления смогли создать свой собственный бренд, к сожалению, они не смогли добиться уникальности и изобразить на нем все свои достоинства и особенности. На сегодняшний день брендирование территорий России находится на стадии развития. Для более эффективного продвижения своих регионов властям необходимо подробнее изучить все преимущества концепции брендирования и для развития туристской деятельности сформировать свой уникальный региональный туристский бренд. В ведущих туристских регионах страны уже ведется активная работа в области формирования единого туристского бренда. В частности, в Краснодарском крае был представлен новый логотип курортов региона, транслирующий всесезонность и круглогодичность туризма различных направлений.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием значения туризма и рекреации в функциональной структуре малых городов и поселений России. Направляя значительные усилия на продвижение туристско-рекреационного потенциала, создание коллективных средств размещения и разработку туристских маршрутов, туристские администрации не уделяют должного внимания формированию комфортной городской среды, важным элементом которой является пешеходно-променадный каркас. Цель исследования - изучение предпосылок развития пешеходно-променадного каркаса большого центра в поселке городского типа и разработка рекомендаций по благоустройству городской среды на примере поселка Яйва Пермского края. Исследование проводилось с применением методологических подходов, обоснованных С. А. Меркушевым. Территорией исследования выбран пос. Яйва, который, обладая высоким туристско-рекреационным потенциалом, испытывает значительные сложности в его реализации. В ходе исследования были выделены границы большого центра поселка, определены существующие площадные и линейные элементы каркаса, дана характеристика туристско-рекреационного потенциала объектов, выявлены проблемы архитектурного облика. Подробно дается характеристика объектов существующей туристско-рекреационной инфраструктуры, опыт применения механизмов развития пешеходных пространств, в том числе путем реализации местных инициатив. Выделяются проблемные зоны, которые снижают туристско-рекреационную привлекательность населенного пункта. Разработаны рекомендации по развитию пешеходно-променадного каркаса пос. Яйва. Предлагается создание новых площадных элементов каркаса, которые будут соединяться проектируемой небольшой аллеей. Инструментами для финансирования проектов по созданию линейных и площадных элементов пешеходно-променадного каркаса могут стать федеральные и региональные программы. Результаты исследования могут найти применение в практике городского планирования и развития, а реализация предлагаемого проекта станет стимулом для дальнейшего развития населенного пункта, сделает его более привлекательным для жителей и туристов.
В статье рассматривается проблема влияния рекреационной нагрузки на особо охраняемые природные территории Кемеровской области - Кузбасса, к которым относится музей-заповедник «Томская Писаница». Основной информационной базой исследования послужили работы российских и зарубежных авторов, статистические данные, а также натурные (полевые) наблюдения авторов статьи. В качестве общенаучных и специальных географических методов выступили описательный, картографический, статистический методы, а также метод полевых исследований. Авторами проведен анализ динамики посещений музея-заповедника, определены места наибольшего скопления людей на исследуемой территории, по этим данным составлена тепловая карта с использованием алгоритма «ядерная оценка плотности» в ГИС, выявлены основные факторы влияния рекреационной деятельности на территорию музея-заповедника. Определены максимальная допустимая нагрузка и максимальная (фактическая) емкость территории, а также рассчитана рекреационная нагрузка на территорию музея-заповедника «Томская Писаница». Кроме того, в ходе исследования были выявлены преимущественно механические факторы загрязнения территории, которые зависят в основном от деятельности человека. Полученные результаты исследования позволили обозначить рекомендации для упорядочения потоков посетителей и равномерного распределения рекреационной нагрузки на территории музея-заповедника.
Целью исследования является оценка туристско-рекреационного потенциала муниципальных образований на территории Пермского края. Исследование актуально, так как важно продемонстрировать, какие муниципальные образования обладают наибольшей туристской привлекательностью в настоящий момент, а в каких туристская отрасль развивается медленно или не развита вообще, исходя из их специфических особенностей. Опираясь на опыт прошлых авторских исследований, авторы использовали статистические данные муниципальных образований Пермского края. Критерии выделялись по показателям муниципальных образований региональной службы статистики за 2024 г. Путем вычисления общей балльной оценки, на основе доработанной формулы расчета туристско-рекреационного потенциала М. В. Гудковских, статистические данные были нормированы по принципу среднего индекса по каждому муниципальному образованию. С помощью компьютерных расчетов и метода иерархической кластеризации (метод Варда) данные были преобразованы в дендрограмму и картоид, в которых муниципальные образования региона были разделены на четыре группы в соответствии с уровнем их туристского потенциала. Результаты исследования позволяют оценить туристский потенциал муниципальных образований Пермского края, опираясь на современные реалии, связанные с социально-экономическими, политическими и внутренними факторами развития субъектов на региональном уровне.
Целью исследования является оценка развития туристской отрасли в России и выявление региональных особенностей изменения основных показателей сферы туризма с 2019 по 2022 год. Актуальность исследования заключается в важности продемонстрировать, как российские регионы смогли адаптироваться к глобальным мировым изменениям, преодолевая кризисные явления в развитии своей туристской привлекательности. Методологическую часть исследования составил алгоритм иерархической кластеризации, который был применен для объединения исследуемых критериев, специально отобранных для подготовки данной статьи. В качестве фундаментального массива анализируемых сведений были использованы статистические материалы Росстата 85 субъектов Российской Федерации. Статистические данные были подвергнуты нормированию по принципу минимакса с последующим приведением к единственному индексу. Нормирование было осуществлено в каждом исследуемом году. С использованием программы Statistica 10 данные были преобразованы в дендограмму, в которой российские регионы были разделены на четыре кластера в соответствии с уровнем их туристского развития. Результаты исследования позволяют оценить туристский потенциал регионов России и могут способствовать формированию у региональных органов власти более глубокого понимания степени привлекательности их территорий для туристов.