Архив статей журнала
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой уникальную платформу евразийского взаимодействия, ориентированную на синхронизацию региональной безопасности и экономического прогресса. Центральный фокус исследования - стратегическое взаимодействие Китая и России в рамках ШОС, где каждая страна реализует специализированные функции, основанные на конкурентных преимуществах. Россия, активизируя исторический опыт в сфере геополитической стабильности, концентрируется на противодействии терроризму, миротворчестве и укреплении границ. Китай, используя экономический потенциал, продвигает проекты в области транспортной инфраструктуры, цифровизации и энергетических сетей. Подчеркивается роль “двухколесной модели” ШОС, которая интегрирует безопасность и экономику в единый управленческий механизм. Особое внимание уделяется трансформации организации в инструмент переформатирования глобального порядка через призму интересов развивающихся стран. Исследование сочетает качественный анализ документов ШОС с компаративным изучением теоретических концепций Яня Сюэтуна и А. Дугина. Применены методы кейс-стади и экспертные интервью для верификации гипотез. Исследование впервые интегрирует китайскую и российскую теоретические парадигмы для деконструкции управленческой модели ШОС. Установлено, что комплементарность ролей Москвы и Пекина создает инновационный формат «асимметричной синергии», где сочетание силового и экономического ресурсов минимизирует конкуренцию и максимизирует функциональность организации. Научная новизна проявляется в концептуализации ШОС как «гибридного института», трансформирующего нормы глобального управления через баланс реализма (безопасность) и либерализма (развитие). Практические выводы подчеркивают: 1) эффективность «двухколесной» модели для интеграции разноуровневых экономик, 2) потенциал ШОС как лаборатории постзападного миропорядка, где сочетаются национальный суверенитет и коллективные блага. Показано, что институциональная гибкость ШОС позволяет нивелировать противоречия между геополитикой и геоэкономикой, предлагая развивающимся странам алгоритм «мягкой балансировки» против однополярности.
Актуальность темы исследования обусловлена сегодняшним состоянием мирового энергетического рынка: после 2022 г. начался стремительный процесс формирования новых торгово-экономических связей и диверсификации географии поставок энергоресурсов. В этих условиях государства и компании предпринимают активные усилия по занятию новых ниш и качественному развитию портфеля поставляемых товаров. Объектом исследования выступают вертикально-интегрированные нефтегазовые компании России. Вертикальная интеграция компаний сырьевой отрасли характерна для развития западных структур уже с первой половины XX в., однако именно с Россией связано зарождение организаций такой системы. Предметом исследования выступает роль ВИНК во внешней политике России как важного элемента экономики и политики государства. Перспективные проекты крупнейших нефтегазовых компаний сегодня выводят страну в мировые лидеры топливно-энергетической отрасли, способствуют повышению престижа России и получению необходимых высоких доходов от экспортной деятельности в условиях масштабных санкций и давления Запада. Методологическую основу исследования составили общенаучные, исторические и другие методы, применяемые в подобных исследованиях: в частности, историко-сравнительный метод, метод системного и критического анализа, контент анализ и т. д. Научная новизна заключается в проведении комплексного анализа исторического опыта формирования вертикально-интегрированных структур в России с определением основных проблем на рубеже распада СССР, а также фокусируется на ряде основных особенностей деятельности ВИНК во внешней политике страны. Исследование позволяет сделать следующие выводы: во-первых, построение вертикально-интегрированных компаний проходило при поддержке государства и позволило обеспечить свободное движение капитала в отрасли, форсирование технологического рывка и развитие отстающих направлений. Во-вторых, это сказалось на всей отрасли и позволило России получить эффективный инструмент внешней энергетической политики - перспективные проекты крупнейших нефтегазовых компаний сегодня выводят страну в мировые лидеры топливно-энергетической отрасли, способствуют повышению престижа России.