Архив статей журнала

Шиитский полумесяц как инструмент иранской линии сопротивления (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ранджбар Мешкин Даниал, Мезина Ангелина Михайловна

Предметом исследования является комплексный анализ геополитического проекта «Шиитский полумесяц», рассматриваемого как инструмент иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке. В центре внимания находится стремление Ирана, начиная с Исламской революции 1979 г., утвердиться в роли регионального лидера посредством создания шиитского альянса. Исследование охватывает исторические этапы развития проекта, начиная с 1979 г. до 2023 г., с особым акцентом на события 2010-х гг., включая «Арабскую весну», которые способствовали формированию и укреплению «Шиитского полумесяца». Цель исследования - выявить, как Иран использует религиозные и идеологические связи для укрепления своего влияния в регионе и противодействия внешнему давлению, в частности, со стороны Запада, Королевства Саудовской Аравии и Израиля. В рамках исследования рассматриваются ключевые события и их роль в усилении иранского присутствия в странах Ближнего Востока, таких как Ливан, Сирия, Ирак, Бахрейн и Йемен. Авторы также изучают использование Ираном религии как инструмента «мягкой силы» для создания линии сопротивления. Методология исследования включает в себя исторический и сравнительный анализ, что позволяет глубже понять стратегию Тегерана по распространению доктрины сопротивления и созданию сети союзников. Важной частью исследования является рассмотрение роли отдельных стран в формировании и поддержке иранской линии сопротивления. Научная новизна статьи заключается в детальном анализе геополитического проекта «Шиитский полумесяц» как ключевого инструмента иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке, что позволяет глубже понять стратегические цели Ирана в регионе. Статья представляет собой новое исследование, которое охватывает исторические этапы развития проекта от Исламской революции 1979 г. до 2023 г. и уделяет особое внимание событиям 2010-х гг., связанным с «Арабской весной», которые создали условия для формирования «Шиитского полумесяца». Выводы исследования показывают, что стратегия Ирана после Исламской революции направлена на распространение доктрины сопротивления, а проект «Шиитский полумесяц» служит в основном для отвлечения внимания и имеет второстепенное значение. Проект рассматривается как инструмент создания иранской линии сопротивления против западного влияния и как средство расширения прав и возможностей мусульман-шиитов.

Сохранить в закладках
Платформы для изучения китайского языка в России как инструмент «мягкой силы» КНР: анализ стратегий и результатов (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ван То

Данная научная статья посвящена изучению платформ для изучения китайского языка как инструмента “мягкой силы” КНР. Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом факторов: во-первых, развитием двусторонних политических, экономических и культурных связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой; во-вторых, ростом интереса к изучению китайского языка среди граждан Российской Федерации; в-третьих, увеличением числа актуальных платформ, предназначенных для изучения китайского языка, доступных на территории Российской Федерации. Объектом исследования является «мягкая сила» Китайской Народной Республики. Предметом исследования служат платформы для изучения китайского языка как инструмент «мягкой силы» КНР. Целью исследования является определение роли платформ для изучения китайского языка как инструмента «мягкой силы» КНР. Данная работа строится на теории неолиберализма, в соответствии с которой двусторонние отношения между государствами являются «игрой с ненулевой суммой» - потенциально взаимовыгодным сотрудничеством, ключевым драйвером которого являются экономические отношения и деятельность международных институтов. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, сравнительный анализ, дедукция. Основными выводами проведенного исследования являются определение перечня ключевых платформ для изучения китайского языка (онлайн приложения и интернет-ресурсы, Институты и Школы Конфуция, школьные программы китайского языка, академические программы в ВУЗах, адаптированный медиаконтент, репетиторы); установление роли Китайской Народной Республики в деятельности данных платформ для изучения китайского языка, которую можно охарактеризовать как опосредованную; выявление потенциала для развития китайского языка в Российской Федерации среди пользователей данных платформ (процесс самопопуляризации китайского языка в Российской Федерации не достиг своего пика ввиду малого количества общеобразовательных (14,2%) и высших учебных заведений (11,7%), репетиторов, предоставляющих возможность изучения китайского языка). Научная новизна данного исследования строится на выявлении процесса “самопопуляризации” китайского языка в Российской Федерации как опосредованного инструмента “мягкой силы” КНР.

Сохранить в закладках
Образование как инструмент мягкой силы России в странах АСЕАН (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Донцов Анатолий Сергеевич

Предметом исследования является использование образования как инструмента мягкой силы России в странах АСЕАН и его роль в развитии международного образовательного сотрудничества. Автор рассматривает механизмы образовательного сотрудничества России и стран региона, включая академическую мобильность, государственные квоты, межуниверситетские программы и научные обмены. Особое внимание уделяется динамике образовательного взаимодействия, различиям в степени вовлеченности отдельных государств региона, а также проблемам, с которыми сталкиваются студенты при поступлении и обучении в России. Анализируются исторические и современные аспекты образовательной дипломатии, ее институциональные основы и значение для расширения научных и академических связей России со странами региона. Рассматриваются потенциальные пути повышения привлекательности российского высшего образования, включая совершенствование образовательных программ, развитие англоязычного обучения и меры по улучшению информационного сопровождения для иностранных студентов. В работе используются контекстный и количественный анализ, а также сравнительный подход. Уровень академической мобильности оценивается с помощью показателя, рассчитываемого как отношение числа студентов из страны АСЕАН, обучающихся в России, к населению данного государства в расчете на 1 млн жителей. Анализ охватывает данные за 2020-2024 годы. Новизна исследования заключается в количественном анализе образовательной политики России в странах АСЕАН на основе сравнительного подхода и разработанного показателя академической мобильности. Проведенный анализ подтверждает гипотезу о том, что увеличение числа студентов из стран АСЕАН, обучающихся в России, коррелирует с расширением образовательного сотрудничества и укреплением академических связей. Наибольший приток студентов наблюдается из Лаоса и Вьетнама, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности этих стран в российские образовательные инициативы. В то же время в таких странах, как Филиппины, Индонезия, Таиланд, Сингапур и Бруней, данный показатель остается низким, что указывает на необходимость пересмотра подходов к образовательному взаимодействию. Полученные результаты подчеркивают значимость академической мобильности как компонента образовательной дипломатии России в регионе.

Сохранить в закладках
Культурная дипломатия как инструмент внешней политики Китая (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Цю Шуаншуан

Актуальность темы исследования обусловлена стремительным развитием культурной дипломатии КНР на фоне актуализации противостояния между КНР и США за мировое господство. Объектом исследования является культурная дипломатия КНР. Предметом исследования является культурная дипломатия КНР в качестве инструмента внешней политики КНР. Целью исследования служит определение роли культурной дипломатии во внешней политике КНР. В процессе исследования перед автором стояли следующие задачи: исследовать историю китайской культурной дипломатии после образования КНР, определить ключевые изменения в культурной дипломатии КНР на фоне ухудшения двусторонних отношений с СССР и начала реализации политики реформ и открытости в КНР, провести анализ культурной дипломатии КНР на современном этапе, определить основные инструменты реализации культурной дипломатии КНР. Данная научная работа строится на теории властного транзита, объясняющей процесс смены глобального лидера на мировой арене и сопутствующие ему процессы. Научная новизна данного исследования заключается в определении ключевых инструментов культурной дипломатии Китайской Народной Республики на современном этапе, к которым можно отнести академические обмены, распространение китайского языка, кинематограф, видеоигры; установлении западной молодежи в качестве ключевой цели китайской культурной дипломатии. Основными выводами проведенного исследования являются проведение анализа культурной дипломатии Китайской Народной Республики после образования государства, установление основных направлений культурной дипломатии Китая после образования КНР, выявление изменения вектора культурной дипломатии КНР на фоне ухудшения двусторонних отношений между КНР и СССР и начала реализации политики реформ и открытости Дэна Сяопина, определение ключевых инструментов культурной дипломатии КНР на современном этапе в отношении как развитых государств Европы, Северной Америки и Азии, так и развивающихся страны «глобального Юга».

Сохранить в закладках