Архив статей журнала
Советско-китайские разногласия и конфликт в начале 60-х годов глубоко затронул Международное коммунистическое движение, привел к расколу и внутренней борьбе во большинстве коммунистических партий мира, и в Латинской Америке, в частности. В Боливии этот конфликт нашел отклик в рядах местной компартии, в которой произошел раскол по линии политического выбора вооруженного и мирного пути революции, опоры на крестьянство и по отношению к критике культу личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Маоизм как доктрина не сразу был взят на вооружение прокитайской компартии Боливии, так как в новую компартию ушло левое крыло партии, в большей степени находившейся под влиянием Кубинской революции и её опыта. В данной статьей анализируются идейные разногласия в боливийской компартии, политическая практика прокитайской партии в рабочем движении, в период герильи Че Гевары в Боливии, попытка создания собственной партизанской войны в Боливии, деятельности Народной ассамблеи 1971 г., а также в период военной диктатуры Бансера, то есть в период так называемых долгих 60-х годов, периода революционного подъема в Латинской Америке после победы Кубинской революции.
В данной статье рассматривается историческое развитие дискурсов и символов, сформировавших республиканскую и национальную идеологию политического проекта, известного как «чилийский путь к социализму», продвигаемого правительством Народного единства (UP). Гипотеза утверждает, что эта идеология сыграла фундаментальную роль в процессе идеологического закрепления и демократической легитимности, способствовавших триумфу левых партий в 1970 г. С одной стороны, эта идеология позволила UP вписаться в атмосферу культурного национализма того периода. С другой стороны, она служила для обоснования демократических и институциональных возможностей чилийской революции. Анализ прослеживает развитие этих идей в коммунистической и социалистической партиях в период с 1936 по 1973 гг., обращая внимание на особенности, общие элементы и расхождения, зафиксированные в дебатах обеих партиях. Этот период начался с образования Народного фронта, что стало важной вехой, побудившей левых к принятию республиканского и патриотического дискурса, который сохранялся до тех пор, пока не был полностью интегрирован в политический проект UP. В исследовании делается вывод о том, что, несмотря на приверженность чилийских левых марксизму и интернационализму, обращение к республиканской и национальной истории стало составным элементом их революционного проекта, который они обозначили как продолжение процесса обретения независимости, начатого в Чили в 1810 г.