Архив статей журнала
Являясь важным элементом международного промышленного сотрудничества, горнодобывающая отрасль вместе с входящим в нее сегментом подземной добычи ископаемых методом вертикального шахтного подъема представляет несомненный интерес для лингвистического исследования ввиду своей недостаточной изученности. Настоящая статья посвящена изучению структуры терминов в профессиональной лексике шахтного подъема немецкого языка. Предметом исследования являются термино-логические единицы, используемые в научной области рудничного подъема и отобранные в результате практической переводческой деятельности из профильной технической документации, технологических описаний и инструкций.
Целью исследования является анализ особенностей терминообразования в профессиональном немецком языке (на примере лексики шахтного подъема). Ранее структурный метод анализа данной профессиональной лексики не проводился. Таким образом, актуальность работы определяется неизученностью структурных моделей терминов, существующих в лексике шахтного подъема. В рамках проведенного структурного анализа рассматриваются семантический, синтаксический, морфологический, лексико-морфологический способы, а также заимствования и сокращения. В ходе исследования выявлены наиболее продуктивные модели образования терминов в лексике шахтного подъема и намечены основные тенденции развития.
Наиболее продуктивной моделью при этом является словосложение ввиду сложности обозначаемых понятий, процессов и явлений. Однако весьма отчетливо прослеживается и противоположная тенденция к формированию сокращений и аббревиатур и, следовательно, преодолению избыточной комплексности. Таким образом, в отдельном сегменте отражается диалектика языка. Международный характер профессиональной коммуникации подчеркивается обилием англицизмов и гибридных образований. Полученные результаты предвосхищают основные тенденции развития изучаемого лексического пласта и свидетельствуют о необходимости его дальнейшего изучения.
Статья посвящена лингвистическому исследованию рекламных текстов. В настоящее время реклама является неотъемлемой частью социальной культуры общества, главной целью которой является воздействие на потребителя. Именно в рекламе находит яркое выражение волюнтативная функция языка: в ней используются различные стилистические приемы, направленные на возникновение интереса потребителя к рекламируемому товару. Актуальность данной темы обусловлена важностью изучения психологического воздействия, которое оказывает реклама на человека. В статье определено, какие языковые средства в области рекламного дискурса используются для воздействия на людей. Основное внимание уделяется словообразованию существительных, поскольку к ним применяются все существующие в немецком языке способы словообразования. Автор приходит к выводу, что самыми популярными и часто используемыми языковыми средствами в рекламном дискурсе в современном немецком языке являются англицизмы, фразеологизмы и риторические фигуры.
В статье на основе анализа дефиниций словарей лингвистических терминов и научных работ, посвященных категории «уменьшительности», определяются наиболее актуальные аспекты данной проблематики, имеющие не только теоретическое, но и практическое значение. Предмет анализа - уменьшительно-ласкательные формы имен существительных. Цель статьи - выявление недостаточно изученных участков этой системы. Основные выводы автора базируются на анализе соматизмов - универсальной лексико-семантической группы, имеющей важное значение для формирования национальных картин мира. В качестве ключевой проблемы научного анализа уменьшительно-ласкательных форм в системе наименований частей тела автор рассматривает вопрос об их языковом статусе. Особое внимание уделяется соотношению объективного (размерно-оценочного) и субъективного (эмоционально-экспрессивного) значений в семантике диминутива. Рассматривается также статус суффикса в словообразовательной структуре уменьшительно-ласкательной формы: является ли он словообразующим или формообразующим, модификационное или мутационное значение выражает. Используя метод компонентного анализа, контекстуальный анализ, метод анализа словарных дефиниций, автор статьи приходит к выводу, что наиболее перспективными направлениями в исследовании диминутивов являются: многозначность и тесно с ней связанная «лекцикализация» уменьшительно-ласкательных форм; проблема семантического соотношения наименований детенышей и диминутивов в языке и в тексте; описание диминутивов в рамках различных лексико-семантических групп; анализ словообразовательных моделей диминутивов и детальное рассмотрение случаев формального варьирования в этой системе. Проблемы, рассмотренные в статье, имеют практическое значение: наблюдения и выводы автора могут быть использованы как в практике перевода, так и в практике преподавания русского языка как иностранного.