Архив статей журнала

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК РЕСУРС ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2024)
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Авторы: МАРАЛОВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ, СИТАРОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ, ТАБУНОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления психологических ресурсов повышения уровня продуктивности учебно-профессиональной деятельности, вовлеченности студентов в учебный процесс. В качестве такого ресурса может выступать психологический капитал, представляющий собой синтез четырех личностных характеристик: самоэффективности, надежды, оптимизма и устойчивости, Цель работы состояла в исследовании особенностей вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность в зависимости от уровня развития психологического капитала. Методологическую основу исследования составили теория сохранения ресурсов S. E. Hobfoll и ресурсный подход к психологическому капиталу В. И. Моросановой. Психологический капитал изучался посредством использования русскоязычной версии опросника F. Luthans, C. M. Youssef, B. Avolio в адаптации В. Г. Маралова, М. А. Кудака, О. В. Смирновой; вовлеченность в учебную деятельность - посредством применения опросника W. B. Schaufeli, M. Salanova, V. González-Romá, A. Bakker. Всего в исследовании приняло участие 190 студентов - будущих педагогов и психологов Московского городского педагогического университета и Череповецкого государственного университета, мужчин - 34 чел. (17,89 %), женщин - 156 чел. (82,11 %), в возрасте от 18 до 58 лет, средний возраст 21,25 лет (SD=7,49). Обработка проводилась посредством методов математической статистики, применялся критерий φ*-угловое преобразование Фишера. В результате были обнаружены различия в выраженности уровней вовлеченности студентов в целом и по отдельным параметрам в зависимости от уровня развития психологического капитала. У студентов с высоким уровнем психологического капитала высокий уровень вовлеченности в учебу составил 76,92 % (40 чел.), со средним уровнем психологического капитала - 8,18 % (9 чел.), с низким уровнем - 3,57 % (1 чел.). Различия вовлеченности у студентов с высоким и низким уровнями психологического капитала статистически значимы (φ*=7,5, p≤0,001). Таким образом, развивая психологический капитал, можно эффективно воздействовать на повышение уровня вовлеченности студентов в учебную деятельность. Полученные результаты могут быть использованы в работе со студентами по повышению уровня их мотивации и включенности в учебный процесс.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕЧЕСТНОСТИ СТУДЕНТОВ (АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ) (2024)
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Авторы: Еременко Татьяна Вадимовна

Изложены результаты, полученные путем изучения массива работ отечественных авторов на основе РИНЦ с целью идентификации описанного в публикациях педагогического инструментария для предупреждения академической нечестности студентов. Отмечен рост научного интереса к вопросам противодействия академической нечестности студентов как актуальной проблеме современного высшего образования. Применены методы терминологического, теоретического и сравнительного анализа, систематизации и описания. Установлено, что наполнение педагогического инструментария отличается достаточно большим разнообразием; выделены ключевые тематические рубрики. Показано, что российские авторы делают акцент на модернизацию самостоятельной работы и системы оценивания, качественно иной уровень взаимодействия преподавателя и студентов, использование активных методов обучения, введение специальных курсов и тем для формирования этических норм и компетенций академического письма. Отмечено, что педагогический авторитет этических кодексов оценивается не слишком высоко в связи с их слабой укорененностью в отечественной академической культуре. Сделан вывод о том, что в российских вузах применение педагогического инструментария для предупреждения академической нечестности студентов обусловливает большой объем дополнительной работы преподавателей и потенциально создает для них угрозу психологического стресса. Предположено, что предиктором позитивной мотивации преподавателей к деятельности по профилактике академического мошенничества является изменение целевых установок вузовского руководства и обеспечение условий для применения педагогического инструментария по борьбе с академической недобросовестностью. Результаты исследования могут быть применены в современной вузовской практике и стимулировать научный анализ феномена академической нечестности студентов.

Сохранить в закладках