Архив статей журнала
В статье рассматриваются вопросы участия детей в принятии решений в семье. Материалом послужили данные, полученные в ходе организации сетевой дискуссии на трех русскоязычных форумах в Интернете: Vladmama. ru, Littleone. ru, Материнство. ру.
Стимулом к дискуссии послужило описание исследователем, скрывающимся под ником, придуманной проблемной ситуации, связанной с участием ребенка в решении внутрисемейных вопросов. Всего было собрано 304 сообщения от 109 пользовательниц.
Методом анализа текстов сообщений был выбран критический дискурс-анализ в интерпретации Джи. Семь исследовательских задач, обозначенных Джи, помогают нам ответить на три ключевых исследовательских вопроса: Как родители интерпретируют участие детей в решении семейных вопросов? Какие практики включения используют? Как родительские интерпретации детского участия вписаны в общероссийский контекст / политику?
Мы используем дискурс-анализ в интерпретации Джи, в частности его семь исследовательских задач (значение; деятельность (практики); идентичности (роли); взаимоотношения; политика (распределение социальных благ); связи; знаковые системы и знания).
Он позволяет не только провести комплексный анализ дискурса, но и выявить модели властных отношений, на основании которых можно сделать вывод о наличии некоторой двойственности подхода родителей к проблеме участия детей в процессе принятия решений.
Этот подход характеризуется декларативной демократичностью и фактической авторитарностью, что соотносится со ступенями «декорирования» и «манипулирования» лестницы участия Роджера Харта. Причем родители сами часто не осознают этого противоречия. Практики участия детей варьируются в зависимости от вида решаемых вопросов.
Общим делением является деление вопросов на личные (детские), общие (семейные) и взрослые. Практики участия формируются в отношении первых двух.
В заключении сделан вывод о том, что родительский дискурс участия детей в решении вопросов семейной повседневности является отражением общероссийского дискурса протекционизма и доминирования мира взрослых по отношению к детству.
В статье представлены результаты анализа основных дискурсивных модулей, выделяемых блогерами при помощи практик деконструкции игрового исторического кино. Отношение к прошлому производителей кинопродукции и реакция аудитории на ценностно-смысловые посылы в ней рассматриваются как часть исторической культуры, в которой историческое кино является одновременно и семиотическим кодом, и элементом символической массовой политики.
В статье игровое кино классифицируется с точки зрения объективности репрезентации исторического материала, указывается на развитие новых жанров.
Выделены этапы развития исторического кино в России XXI в. и сделан вывод о сохранении в нем сложившихся ранее тенденций при изменении формы подачи материала. Эмпирическая база исследования включает корпус авторских видеоматериалов блогеров в социальных медиа за период 2020-2025 гг., посвященных разбору российских исторических фильмов и сериалов. С помощью метода критического дискурс-анализа выявлены наиболее явные ценностно-смысловые точки противостояния производителей и потребителей исторического кино.
Установлено, что блогеры, которые являются лидерами и выразителями мнения потребителей, в обзорах российской исторической кинопродукции выделяют тенденции к деидеологизации, ретушированию соответствующих эпохе мотивов действий главных героев, к следованию трендам популярной психологии и др.
Принципиально важным выводом является утверждение о присутствии идеологически-мировоззренческой матрицы противостояния «производители - аудитория». Это касается прежде всего репрезентаций советского периода истории страны, а также параллелей с современной действительностью.
Ограничением исследования может служить воздействие на практики исторических блогеров эффекта пузырей фильтров и эхо-камер.