Архив статей журнала

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ РФ С НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМИ МОНАРХИЯМИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В УСЛОВИЯХ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ЭНЕРГОПЕРЕХОДА (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Кожанов Николай Александрович

Начало конфликта на Украине изменило глобальный энергетический ландшафт, не только подтвердив сохраняющуюся значимость углеводородов для мировой экономики, но и подчеркнув важность ускоренного развития возобновляемых источников энергии для национальной энергетической безопасности. На этом фоне в статье рассматриваются вызовы и возможности для сотрудничества между Россией и странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в условиях ускоряющегося четвертого энергетического перехода. Продолжающийся глобальный сдвиг в сторону возобновляемой энергетики несет значительные риски для экономик, зависящих от углеводородов, включая снижение спроса на нефть, усиление конкуренции в Азии и волатильность нефтяного рынка. В то время как страны ССАГПЗ используют текущие высокие цены на нефть для продвижения своих программ экономической диверсификации, долгосрочное ускорение энергетического перехода, особенно в Азии и Европе, требует дальнейшей адаптации. Активное участие России в ОПЕК+ и ее готовность координировать сокращение добычи подчеркивают стратегический характер этого партнерства, обеспечивая согласование интересов в смягчении последствий глобальных экономических сдвигов. Сделан вывод о том, что синергия между Россией и странами ССАГПЗ, основанная на общих уязвимостях и стратегических целях, может сыграть ключевую роль в преодолении неопределенностей глобального энергетического перехода, создавая основу для прочного экономического и геополитического сотрудничества. Также подчеркивается важная роль ОПЕК+ как платформы для сотрудничества между Россией и странами ССАГПЗ, позволяющей им стабилизировать цены на нефть и согласовывать стратегии для поддержания экономической устойчивости.

Сохранить в закладках
ОТНОШЕНИЕ КИТАЯ К ПРОТИВОСТОЯНИЮ РОССИИ И ЗАПАДА: ЭВОЛЮЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Бабаев Кирилл Владимирович

Работа содержит краткий анализ официальной позиции Китая по теме геополитического противостояния между Россией и странами Запада в 2022-2024 годах. На базе китайских первоисточников приводятся данные о развитии и изменении этой позиции в связи с событиями в период после начала специальной военной операции РФ по сравнению с предыдущим периодом. Сделан вывод о том, что за трехлетний период с 2022 г. «нейтралитет» КНР становился все более дружественным России. Также обрисованы основные точки зрения в экспертном сообществе Китая и в общественном мнении на российско-западное противостояние, роль в нем Китая и перспективы развития внешней политики страны в меняющихся геополитических условиях. Выявлены и показаны различия между официальным внешнеполитическим курсом Пекина и мнением ряда социальных групп и экспертов по российско-китайским и китайско-американским отношениям. Сделан вывод о том, что, несмотря на наличие в китайском общественном дискурсе двух полярных мнений по поводу российского-американского противостояния и роли в нем Китая, в целом баланс между ними постепенно смещается в сторону России.

Сохранить в закладках
Подходы Турции к эскалации напряженности между Западом и Россией в «ближнем зарубежье» (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Текин Осман

Развал биполярного миропорядка после «холодной войны» и сложности в построении новой мировой системы привели к трансформации и адаптации внешнеполитических стратегий развивающихся «средних держав», в т. ч. Турции. В ходе этого процесса Турция проявила себе как одна из держав с наиболее явным стремлением к региональному лидерству, чему способствовали ее географическое положение и тесные отношения как со странами Запада, так и с Россией. Одной из основ стратегии развития Турции и ее региональных амбиций стал избранный ею сбалансированный, осторожный и прагматичный подход в условиях обостряющейся напряженности между Россией и Западом в так называемом ближнем зарубежье РФ и, прежде всего, в черноморском регионе. Тот факт, что Турция, с одной стороны, является членом НАТО и кандидатом на вступление в Европейский Союз, а с другой стороны, развивает обширные двусторонние отношения с Россией, делает стратегию Турции, принятую на фоне напряженности, переросшей в пока опосредованное военное противостояние между западными державами и Россией, важным предметом исследования в области международных отношений. В статье рассматриваются эволюция, перспективы и проблемы политики Турции, которую она проводит в свете событий, усиливших напряженность между Россией и западными державами на современном этапе, включая расширение НАТО и ЕС в сторону границ России, «цветные революции» в «ближнем зарубежье» России, конфликт между Россией и Грузией в 2008 г., протесты Евромайдана на Украине 2013–2014 годов, кризис вокруг Крыма 2014 г. и вооруженный конфликт между Россией и Украиной. Исследование в основном базируется на анализе оценок турецких академиков и экспертов по внешней политике Турции, а также официальных материалов и дискурса высокопоставленных турецких политиков. В заключении подчеркивается растущее значение Турции для обеих сторон продолжающегося российско- украинского конфликта и более широкого противостояния между Россией и Западом. Сделан вывод о том, что, если в краткосрочной перспективе стратегия Турции в отношении растущей напряженности между Россией и Западом останется сбалансированной и прагматичной, то в среднесрочной перспективе она может измениться в пользу Запада, если удастся преодолеть проблемы взаимного доверия между Турцией и западными странами и если они поддержат Турцию в решении стоящих перед ней проблем в сфере безопасности.

Сохранить в закладках
НУЖНЫМ БЫТЬ КОМУ-ТО В ТРУДНУЮ МИНУТУ: ИНДИЯ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Куприянов Алексей Владимирович

В статье исследуются императивы, которые определяют позицию групп и сил, влияющих на принятие внешнеполитических решений в Индии, по украинскому кризису и усиленному им противостоянию по линии Россия-Запад. Последовательно анализируются восприятие украинского кризиса индийским обществом в целом и наиболее активной его частью - урбанизированным средним классом, экспертным сообществом и СМИ, а также военными, экономическими и политическими элитами. Отмечено, что начало конфликта оказалось шоком для всех социальных групп, рассматривавших Россию как дружественную Индии, но «угасающую» державу. Дефицит информации, отсутствие знаний о боеспособности и планах российской и украинской сторон привели к завышенным ожиданиям и последующему разочарованию. Выявлено постепенное изменение восприятия украинского конфликта в Индии по мере разрастания кризиса и ликвидации дефицита информации, а также его сравнительно незначительное влияние на внутриполитическую индийскую повестку. Сделан вывод о том, что ход конфликта на Украине вызывает наибольший интерес у военных и политических элит: если первые пытаются извлечь из него уроки, то вторые вынуждены прибегать к сложным маневрам на международной арене, пытаясь продолжать политику балансирования в условиях давления со стороны западных стран. Отказ индийского руководства от пассивной позиции в отношении украинского кризиса летом 2020 г. объясняется осознанием необходимости парировать вызовы, с которыми Индия сталкивается в экономической, внутри- и внешнеполитической сфере: возможный дефицит продовольствия, замедление программ развития в условиях сокращения прямых иностранных инвестиций, возможное снижение популярности премьер-министра Нарендры Моди и опасения в отношении растущей зависимости России от Китая.

Сохранить в закладках
Возвращение Талибана: утрата иллюзий для Пакистана? (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Гюль Имтиаз

В статье рассматривается сложная динамика отношений между Пакистаном и Афганистаном после возвращения к власти движения Талибан в августе 2021 г. На фоне первоначальных надежд на стабилизацию и экономические перспективы в Афганистане росла обеспокоенность Исламабада ситуацией в этой стране по мере того, как система управления при талибах противоречила международным нормам, особенно в сфере прав человека и женщин. Исторический опыт недоверия, пограничные споры, а также пакистанская концепция «стратегической глубины» применительно к Афганистану еще более осложняли отношения между двумя странами. Еще одним источником напряженности стала активизация «Техрик-э-Талибан Пакистан»: Пакистан требует от афганских талибов противодействия этой вооруженной группировке, ведущей операции в т. ч. с территории Афганистана. Несмотря на обещания талибов бороться с ней, в этой сфере удалось достигнуть лишь ограниченного прогресса, что ведет к росту разочарования со стороны Пакистана и других соседей, прежде всего Китая. В заключении делается вывод о необходимости более нюансированных подходов к этим давним проблемам, включая посредничество третьих сторон в их решении, и к укреплению стабильности в регионе.

Сохранить в закладках
МЕДИЙНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БРИТАНСКОЙ "МЯГКОЙ СИЛЫ" (НА ПРИМЕРЕ ДОКЛАДА КОМИССИИ ЧИЛКОТА) (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Харитонова Елена Марковна

В статье анализируются материалы доклада Комиссии под руководством Дж. Чилкота, посвященного действиям британского правительства в преддверии и после вторжения в Ирак в 2003 г. на протяжении 2000-х годов. Рассматриваются подходы британских официальных лиц к использованию «мягкой силы» и формированию общественного мнения внутри страны и за рубежом в период подготовки и применения «жесткой силы» в Ираке и отличительные особенности формирования медиа-пространства в этот период; проведено их сравнение с современными подходами в этой сфере. На основе анализа приведенных в докладе выдержек из переписки официальных лиц, отчетов о встречах и переговорах и других документов, а также современных публикаций британского правительства выявлены значимые характеристики его стратегий по работе с партнерами, прессой и общественностью как в 2000-е годы, так и на современном этапе. Сделан вывод о том, что проявившиеся во время иракской кампании подходы и стратегии продолжают оставаться актуальными. Предложены оценки влияния подходов, использованных в рамках иракской кампании, на современную внутриполитическую ситуацию в Великобритании и ее потенциал «мягкой силы».

Сохранить в закладках
"МЯГКАЯ СИЛА" КИТАЯ ПОСЛЕ XIX СЪЕЗДА КПК (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Шмакова Оксана Витальевна

Понятие «мягкой силы», ставшее одним из важнейших компонентов внешней политики Китая со времен председательства Ху Цзиньтао, требует осмысления с точки зрения ее эффективности и конкретных шагов Китая на международной арене. Cтатья отвечает на вопросы о том, ограничивается ли применение инструментов «мягкой силы» культурным аспектом, как это указано в итоговых докладах XIX и XX съездов Коммунистической партии Китая (КПК); каковы фактические области ее применения; можно ли говорить о том, что Китай неизменно придерживается «мягкой силы» применительно к конкретным международным событиям; эффективна ли его внешняя политика с точки зрения применения инструментов «мягкой силы». Исследование, проведенное на базе первоисточников (прежде всего, итоговых докладов XIX и XX съездов КПК и социологических опросов), а также российской, китайской и западной научной литературы и экспертных оценок, с применением методов структурно-функционального, сравнительного и контент-анализа, позволяет сделать выводы о месте и роли «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе КПК. Выявлено, что сфера применения Китаем инструментов «мягкой силы» не ограничивается областью культуры, несмотря на то, что в докладах КПК данное понятие употреблено исключительно в контексте культуры. На практике методы и подходы «мягкой силы» в значительной мере используются Китаем в сферах международной экономики и безопасности.

Сохранить в закладках
Жесткая, мягкая и устойчивая сила в международных отношениях (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Галларотти Джулио М.

Развитие событий в мире за полтора десятилетия с 2010-х годов заставило многих усомниться в том, что международные отношения становятся более мирными, и взамен провозгласить возрождение жесткой силы. Действительно, политические тенденции как на международном уровне, так и внутри отдельных стран усилили тенденции к разъединению, что побудило самых разнородных акторов мировой политики призвать к повторной глобализации. Внутренняя политика в западных странах сместилась вправо, что ведет к ужесточению барьеров для потоков людей и товаров. Этот реактивный меркантилизм вкупе с национализмом подорвал импульс к созданию «глобальной деревни». Масштабное международное насилие вновь вышло на первый план. Оно продемонстрировало, что конвенциональная война и масштабная военная сила не только в принципе могут служить полезным инструментом, но и широко используются на практике. В русле общего роста напряженности Северная Корея и Китай стали проявлять бóльшую настойчивость и напор в своей внешней политике. В целом наступление волны деглобализации заставило ученых усомниться в роли «мягкой силы» в условиях умножения разделительных линий и растущей готовности к конфронтации и применению военной силы в международных делах. Целью статьи является углубленное исследование соотношения мягкой и жесткой силы в свете этих тенденций. В ней проведено сравнение сильных и слабых сторон «жесткой» и «мягкой» силы и используется экономическая теория X–эффективности для оценки часто неявных преимуществ «мягкой силы». Сделан вывод о том, что для максимизации влияния страны в глобальной системе на устойчивой основе необходимы как «жесткая», так и «мягкая» сила.

Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ "МЯГКОЙ СИЛЫ" И КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Рустамова Лейли Рустамовна

К концу первой четверти XXI в. наблюдаются серьезные изменения не только в области концептуализации «мягкой силы», но и в сфере применения ее инструментария. Наряду со странами либерально-демократического мира, которым ресурсы «мягкой силы» традиционно помогали эффективно решать внешнеполитические задачи путем распространения своей повестки дня и модели государственного управления, многие незападные страны стали активнее использовать свои образовательные услуги, культурные продукты, инструменты спортивной дипломатии для достижения собственных геостратегических преимуществ и ограничения монополии Запада на формирование повестки дня и его так называемой нормативной силы. С обострением украинского и палестино-израильского конфликтов западные страны перешли к использованию инструментария так называемой острой силы с тем, чтобы делегитимизировать «мягкую силу» стран-конкурентов через инструменты «культуры отмены» и, в частности, ограничить возможности России использовать свои гуманитарные ресурсы во внешней политике. Опора на «острую силу» привела к дискредитации не просто концепции Дж. Ная, а базовых принципов функционирования гуманитарной сферы в целом. В этих условиях «мягкая сила» теряет свой изначально позитивный посыл, который помогал пропагандировать идеи повышения взаимозависимости как условия сохранения долгосрочных отношений партнерства и взаимной выгоды. Этот посыл заменяется инструментами манипулирования общественным сознанием - прежде всего, в силу того, что государства стремятся обеспечить доминирование своих нарративов за максимально сжатые сроки. Несмотря на то, что в условиях конфликтов преобладает именно «острая сила», востребованность инструментария «мягкой силы» не исчезает полностью. Это нашло отражение в концепции гуманитарной политики РФ за рубежом (2022 г.), где инструменты «мягкой силы» признаются важным средством нейтрализации антироссийских настроений.

Сохранить в закладках
Кризис в Йемене: последствия для региональной стабильности Ближнего Востока (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Краснов Егор Сергеевич

В середине 2020-х годов влияние Йемена на региональную политику на Ближнем Востоке трудно недооценить, несмотря на то, что страна долгое время не может выйти из затяжного экономического, политического и гуманитарного кризиса. В статье исследуется ситуация в Йемене и ее влияние на геополитическую обстановку в ближневосточном регионе. Кризис в Йемене рассматривается начиная с событий «арабской весны» 2011 г., которые спровоцировали гражданскую войну, в той или иной форме продолжающуюся по сей день. Особое внимание уделено отношениям между Саудовской Аравией и Ираном как ключевыми региональными державами на Ближнем Востоке и сфокусировано на их соперничестве за влияние в регионе, которое в последние годы сочетается с относительным саудовско–иранским сближением, а также на их влиянии на йеменский кризис. Наконец, в статье анализируются события, связанные с участием Йемена в палестино–израильском конфликте с конца 2023 г., включая попытки Йемена установить морскую блокаду Израиля и потенциал анти йеменской коалиции во главе с США.

Сохранить в закладках